Исторические описания ментальной тишины и состояний транса в медитации

Состояния транс-ума широко описаны в древней Индии и рассматриваются как характерный аспект духовно развитого состояния.

Махабхарата

В одном из древнейших индийских текстов медитация Махабхрата (13.294.16) описывается следующим образом:

«Он не слышит … обоняет … пробует на вкус … видит … или испытывает прикосновения … его ум перестает воображать … Он ничего не хочет, и, как бревно, он не думает» … 

цитата из Feuerstein, 2006. (p97).

Упанишады

Упанишады на несколько тысяч лет моложе Махабхараты. Маскаро, выдающийся переводчик индийских духовных текстов, обобщает идеи Упанишад о медитации и сознании следующим образом:

«В бесконечной борьбе человека за знание этого мира и вселенной вокруг него, а также за знание ума, который позволяет ему думать, он приходит к тому простому факту, что жизнь выше мысли: когда он видит плод, он может думать о фрукты, но в конце концов он должен съесть его, если он хочет узнать его вкус: удовольствие и питание, которые он может получить от употребления фруктов, не является актом мысли».

(Маскаро, 1965, с. 1–47).

Авторитетные переводы Маскаро Упанишад дополнительно иллюстрируют эти моменты. В Кена Упанишаде говорится:

«Он (Бог) приходит к мысли о тех, кто знает его за пределами мысли, а не о тех, кто воображает, что его можно достичь мыслью: он неизвестен ученым и известен простым».

(с. 51)

Кроме того, в Каушитаки Упанишаде говорится:

«Мы не думаем, что должны знать: мы просто должны знать».

(с. 105)

И в катха-упанишаде:

«Когда пять чувств и ум неподвижны, а сам разум пребывает в безмолвии, тогда начинается высший путь. Эта спокойная уравновешенность чувств называется йогой. Тогда нужно стать бдительным, потому что йога приходит и уходит».

(с. 55)

Патанджали

Один из самых известных йогических трактатов — это Йога Афоризмы Патанджали . Патанджали был врачом, который пытался синтезировать множество разрозненных текстов по йогической дисциплине (таких как Хатайогапрадипика, упомянутое выше) в едином последовательном практическом руководстве для тех, кто стремится испытать более высокое сознание и самореализацию, утверждается:

«Зная о безмолвных пустотных моментах, пронизывающих пустоту между мыслями, можно разглядеть и расширить навык подчинения мысли, который ведет к трансформации». 

(Messenger, C).

Gyaneshwara

Известный святой-подросток из Махараштры, Гьянешавара (1275–1296) описал подъем энергии кундалини в своем комментарии к Бхагавад-гите, называемой Гьянешавари, пробуждение этой энергии связано с уникальным состоянием сознания, которое включает в себя переживание Ментальной тишины:

«… воображение стихает, активность становится спокойной, а функции тела и разума становятся неподвижными…»

(Noyce, 2006)

Zen

Древняя японская традиция риндзай-дзен также включает в себя идею не-мысли — элегантно и классно описанную в Коане с вопросом:

«Каков звук хлопка одной рукой?»

 (Хоффман, 1975)

Ответ, конечно, в том, что нет звука, и аналогично, состояние медитации не включает умственную деятельность. Цель такого рода загадки состоит в том, чтобы побудить ум осознать бесполезность рационального мышления, вызывая, таким образом, внезапный скачок сознания к состоянию транс-ума, которое в дзэнской традиции называют сатори (Littleton, 1996).

Сейчас читают:  Как жить из открытого сердца

Буддизм

В буддийской традиции «Пробуждение веры» в школе махаяны описывалось несколько этапов практики буддийской веры, последний из которых — «этап предотвращения пустых мыслей». 

В медитативной позе стремящемуся дают указание, что:

«Все виды идей, как только они придут, должны быть отброшены, даже идея их изгнания также должна быть отброшена».

(Ричард, 1907)

Христианская мистика

Важно отметить, что опыт «бездумного осознания» и его связь с высшими состояниями сознания не являются исключительными для Востока (хотя в этой культуре он описывается более систематически, чем в любой другой). Есть отдельные описания на протяжении всей религиозной истории Запада. Например, в анонимном христианском мистическом тексте «Облако незнания» автор поощряет развитие глубокого, интроспективного понимания Бога, которое доступно в не-мыслящем состоянии, «уничтожить любые мысли под облаком забвения» ( Уолш, 1981).

Святой Иоанн Креста описал это состояние как «тихую музыку» и «звук одиночества» (Herrera, 2004), в то время как поэт Вордсворт (1849) предложил его в своей оде «Подсказки бессмертия из воспоминаний раннего детства», которая представляет собой медитацию на Возможности и ограничения сознания:

«Наши шумные годы кажутся моментами существования вечной Тишины».

Исторические описания ментальной тишины и состояний транса в медитации
0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Буду рад вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap