Site icon Spacemeditations

Реконструируй себя с помощью медитации осознанности

Помню, когда я был подростком, я чувствовал, что шутка Монти Пайтона «У меня болит мозг» говорила обо мне. Мне было ясно, что моей самой большой проблемой в жизни был мой собственный ум. Я был очень взволнован, иногда у меня возникали приступы парализующей тревоги. 

Вы когда-нибудь так боялись, что не можете двинуться с места? 

Но больше всего мой разум был заполнен негативными разговорами с самим собой. Это было похоже на то, что в моем мозгу есть человек, который ненавидит меня, критикует, насмехается и нападает на меня почти постоянно. К восемнадцати годам я услышал о медитации и почувствовал некоторую надежду, что она поможет мне справиться с неприятной ситуацией внутри моей головы. Как только я попробовал медитировать, я почувствовал некоторое облегчение, и с этого момента меня зацепило. Постепенно (за прошедшие с тех пор годы) это негативное, деструктивное ментальное «я» растворилось, показав себя воображаемым (хотя и болезненным) творением и я отпустил его. Постепенно на смену ему пришли открытость, свобода и ясность.

Как мы видели в Части 1 , медитацию можно описать как своего рода реконструкцию, а то, что мы реконструируем — это чувственный опыт. Но есть одно сенсорное переживание, которое категорически отличается от всех других сенсорных переживаний: переживание бытия «мной». Чувство себя человеком — эго. Реконструкция чувственного переживания эго — одна из самых мощных и значимых вещей, которые может сделать человек.

В качестве мысленного эксперимента спросите себя, откуда вы знаете, что вы существуете.

Чем глубже вы вникаете в это, тем больше понимаете, что ответ в том, что у вас есть чувственный опыт жизни.

Рене Декарт сказал, что он знал, что он жив, потому что он думал, а мышление переживается как чувственное событие, такое как звук разговора в вашей голове или образы в мысленном взоре. Итак, он был прав — вы можете знать, что существуете, потому что вы осознаете чувственный опыт мышления, — но он также упустил важный компонент бытия: чувства . Вы также знаете, что существуете, потому что испытываете ощущения в своем теле. Это могут быть простые телесные ощущения (дыхание легких, ветер на коже, урчание кишечника) или эмоциональные телесные ощущения (прилив гнева, бешеное сердце страха, приподнятое лицо радости).

Это чувственные ощущение тела — гораздо более древние и первичные ощущения жизни. Словесное мышление, вероятно, эволюционировало у людей за последние 50 000 лет, так что это очень недавний и относительно поверхностный уровень существования. Мышление картинками (в разной степени), вероятно, встречается у большинства животных, у которых есть глаза, а это означает, что это гораздо более старый и несколько более глубокий уровень ощущения жизни. Но ничто не может сравниться с телесными ощущениями с точки зрения эволюционного возраста или глубины опыта. 

Вероятно, у всех животных и, возможно, даже у бактерий и других микроорганизмов есть хотя бы некоторые рудиментарные телесные ощущения. (Конечно, они не осознают эти ощущения, но это уже другая история. Таким образом, ощущения собственного тела — это один из самых глубоких и мощных способов познания того, что вы существуете. Если бы у вас не было всех этих ощущений (мыслей и чувств, а также внешнего зрения, звука, вкуса, запаха и прикосновения)), у вас не было бы никакого способа узнать, что вы живы. Вы могли бы прожить миллиард лет и никогда не узнать этого, потому что не было бы возможности испытать свое существование. Суть жизни в вашем собственном чувственном опыте.

Чувство быть мной

Есть особая разновидность сенсорного опыта, которая имеет большее отношение к человеческому опыту, чем остальные. Это чувственное переживание быть «собой», быть эго. Этот сенсорный опыт сосредоточен на референциальном мышлении и чувствах. Повествовательный голос в вашей голове, образы в вашем воображении и эмоции, которые вы испытываете сейчас, составляют почти всё это. Иногда возникают другие ощущения, такие как воспоминания о запахах и так далее, но они относительно редки по сравнению с большой тройкой (мысленный разговор, мысленные образы и эмоции).

Понимание эго как чувственного опыта чрезвычайно полезно, потому что позволяет нам справиться с ним. Мы можем реконструировать сенсорный опыт эго так же, как мы можем реконструировать любой другой сенсорный опыт. И все же, поскольку опыт «быть собой» отличается от других переживаний, результаты не такие же. Когда вы реконструируете переживание эго, вы реконструируете свое самоощущение.

Эго — классная штука

Многие люди понимают, что цель медитации заключается в том, чтобы каким-то образом уничтожить или победить эго. Часто можно услышать, как учителя медитации или духовные консультанты демонизируют эго как источник всех наших проблем. В основном — эго это сатана буддизма. Это недоразумение. У людей появилось эго по очень веским причинам, а эго — могущественная и полезная вещь в жизни. Отсутствие эго вообще было бы патологией для взрослого человека. У вас не было бы возможности успешно ориентироваться в жизни, делать что-нибудь полезное или помогать кому-либо каким-либо образом. Было бы трагедией уничтожить свое эго.

К счастью, это не то, что мы пытаемся делать в медитации. Скорее, цель состоит в том, чтобы суметь увидеть (действительное значение слова Випассана) иллюзию того, что эго действительно является тем, кем вы являетесь, и вместо этого засвидетельствовать это как еще один вид чувственного опыта.

Если есть что-то, от чего мы пытаемся избавиться (и я бы использовал другой термин), так это чувство отождествления с эго. Эго — это «я». Возможно иметь высокоэффективное эго в идеальном рабочем состоянии и одновременно понимать на очень глубоком уровне, что это не то, кем вы являетесь. Это осознание — опыт, изменяющий жизнь; тот, который продолжает углубляться и обогащаться по мере продолжения жизни. Именно здесь кроется не только облегчение душевных страданий, но и ясность, открытость и свобода действительно начинают входить в картину вашего мировоззрения.

Просвещение

Это эмпирическое понимание — ваше эго не является тем, кем вы являетесь — оно является началом того, что называется просветлением. Если вы религиозны и стремитесь познать Бога, то это место для начала. Если вы буддист и стремитесь познать Пустоту, то это место для начала. Если вы научный материалист и стремитесь получить осмысленный жизненный опыт, то это место для начала. Реконструкция чувства «я» на составляющие его сенсорные переживания разрушит иллюзию того, что вы являетесь эго, и позволит вам совершить прорыв к чему-то гораздо более глубокому, реальному и значимому. Возможно, это самый значимый опыт из возможных.

Мы рассмотрим, как это сделать на самом деле, в третьей части.

Exit mobile version