Site icon Spacemeditations

Как расширить диапазон вашего сострадания

Многие из нас полагают, что у нас мало сострадания. Но исследования говорят, что мы можем развить эту способность.

Сострадание — это сильная эмоция, она побуждает нас заботиться о других и позволяет нам жить в сотрудничестве друг с другом.

Тем не менее, мы живем в обществе, в котором успехи и горести других мгновенно сообщаются нам через телефоны, компьютеры, телевидение, радио и газеты. С этой усиленной связью возникает риск того, что наши эмоции переполнят или перегрузят нас. Боясь истощения, мы отключаем свое сострадание.

Но мои исследования показывают, что мы действительно можем расширить диапазон сострадания, не причиняя себе вреда. По мере развития науки о сострадании мы можем найти эмпирически подтвержденные способы развивать и поддерживать сострадание, когда оно больше всего необходимо.

Почему мы забываем о сострадании?

Когда я спрашиваю об этом людей, они говорят что будут чувствовать больше сострадания, только когда страдают много людей, чем когда страдает одна-единственная душа. Более того, некоторые придают этому суждению моральный вес: если на кону будет больше жизней, мы должны почувствовать больше сострадания и сделать больше, чтобы помочь.

Но когда вы измеряете эмоциональные переживания людей в режиме реального времени, а не их суждения, выявляется совершенно иная закономерность. Вместо того, чтобы испытывать большее сострадание, когда больше людей страдает, люди по иронии судьбы чувствуют меньше — явление, которое мы с моим коллегой называем «крахом сострадания».

Одному человеку люди сочувствуют больше, чем ко множеству. Это результат может вас удивить. Столкнувшись со многими жертвами, люди испытывают меньше сострадания, чем если бы они увидели только одну жертву. Именно тогда, когда сострадание нужно больше всего, оно чувствуется меньше всего.

Почему происходит крах сострадания?

Некоторые утверждают, что мы просто не в состоянии испытывать сострадание ко многим людям. Но в сотрудничестве с партнерами я разработал другую теоретическую версию и разработал серию экспериментов для ее проверки.

Мы обнаружили, что, когда становится больше жертв, люди думают , что они будут чувствовать больше сострадания. Учитывая это ожидание, люди могут беспокоиться о финансовых и эмоциональных издержках сильного сострадания. Сострадание ко многим жертвам можно рассматривать как дорогостоящее предложение, которое не имеет большого значения. Люди также могут беспокоиться о том, что сострадание ко многим страдающим их подавит или даже введет в депрессию.

По этим причинам люди могут активно и стратегически отключать свое сострадание. Согласно нашей теории, коллапс сострадания не связан с ограничением того, сколько сострадания мы можем чувствовать. Напротив, это конечный результат того, что люди активно контролируют свои эмоции.

Но всё-же почему люди отключают сочувствие к большому количеству жертв? 

В одном эксперименте я попросил участников прочитать об одном ребенке-беженце или восьми детях-беженцах из раздираемого войной региона Дарфур в Африке. Половине участников сказали, что позже в эксперименте их попросят пожертвовать деньги этим жертвам.

Люди ожидают, что помощь восьми жертвам стоит больше, чем помощь одной, поэтому запрос о пожертвовании создал стимул для того, чтобы отключить сострадание. Остальным участникам не сказали, что они должны будут им помочь; устранив финансовый стимул для отключения сострадания, я надеялся обратить вспять коллапс сострадания.

И это именно то, что я нашел. Когда люди ожидали что потребуется их помощь, они проявляли больше сострадания к одной жертве, чем к восьми жертвам. Но все изменилось, когда люди не должны были помогать. Показав, что количество сострадания существенно зависит от ожидаемых от человека затрат, эксперимент установил, что мы не сталкиваемся с каким-то естественным пределом нашего сострадания.

В следующих двух экспериментах я перешел от мотивации к механизму:

Как люди отключают сострадание? 

Даже если у людей есть мотивация отключить свое сострадание, они смогут сделать это, только если смогут умело регулировать свои эмоции.

В одном эксперименте я попросил людей прочитать об одном, четырех или восьми детях-беженцах из Дарфура. Все думали, что они смогут помочь позже, поэтому у всех была мотивация выключить сострадание.

Я также оценил индивидуальные различия в том, насколько хорошо участники могли контролировать свои эмоции, что оказалось решающим фактором. Сострадание неквалифицированных регуляторов эмоций не исчезло от одной до восьми жертв. Напротив, опытные регуляторы эмоций ограничивали свое сострадание по мере увеличения числа беженцев.

В последующем исследовании мы манипулировали способностью регулировать эмоции. Половине участников было предложено свободно испытывать свои эмоции, не пытаясь их контролировать, во время чтения об одном или восьми детях-беженцах из Дарфура. Другим участникам было сказано контролировать свои эмоции, когда они читают о беженцах. Люди, которым было сказано принимать свои эмоции, не контролируя их, не ограничивали их сострадание; люди, которым было сказано управлять своими эмоциями, сделали это, предполагая, что регулирование эмоций вызывает крах сострадания.

Как нам усилить сострадание?

Результатом этого исследования является то, что люди могут выбирать, испытывать ли сострадание к массовым страданиям. Этот выбор будет зависеть от того, мотивированы ли люди избегать сострадания и обладают ли они навыками контролировать свои эмоции. Если мы сможем избавить людей от страха быть подавленным и научить их стратегиям оставаться с, а не избегать сострадания, тогда мы сможем расширить их диапазон сострадания.

Есть много возможных краткосрочных стратегий для увеличения пропускной способности сострадания. Эти стратегии могут быть особенно эффективными при изменении мотивации избегания сострадания:

Продолжая работать с Барбарой Фредриксон, я изучаю, как уровни внимательности предсказывают помогающее поведение, а также эмоции, связанные с помощью. У осознанности есть два важных подкомпонента : способность обращать внимание на настоящий момент и способность принимать переживания, не осуждая их. Я обнаружил, что оба аспекта внимательности предсказывают вспомогательное поведение.

Среди тех, кто сообщал о помощи другим, сосредоточенное на настоящем внимание предсказывало усиление положительных эмоций, таких как сострадание, возвышение и радость, но не предсказывало отрицательные эмоции. Напротив, принятие без осуждения предсказывало уменьшение отрицательных эмоций, таких как дистресс, отвращение и чувство вины, но не предсказывало положительные эмоции.

Эти данные предполагают, что мы усовершенствуем наши представления о том, как развивать сострадание к массовым страданиям. Обучение людей сосредоточению внимания на настоящем может повысить их способность испытывать чувство сострадания ко многим жертвам. Но обучение людей тому, как принимать свой внутренний опыт, может быть необходимым первым шагом, чтобы разрядить страхи, которые прежде всего мешают проявлению сострадания.

Вместе эти навыки внимательности могут позволить людям расширить диапазон своих состраданий в то время, когда нам нужно, чтобы наше сострадание работало на полной скорости.

Источник: C. DARYL CAMERON (greatergood.berkeley.edu)

Exit mobile version