Site icon Spacemeditations

Побег из ловушки наблюдателя: освободитесь от наблюдателя за наблюдаемым

Вы чувствуете, что застряли в практике медиации? Привела ли она к большим позитивным изменениям в вашей жизни на раннем этапе, а теперь, спустя годы, вы просто идете по проторенной дороге, не чувствуя, что добиваетесь прогресса? Медитация осознанности — чрезвычайно полезная и важная практика, но это не значит, что она идеальна или что в ней нет подводных камней. Фактически, долгосрочно практикующие внимательность нередко попадают в особенно пагубный тупик, который называется ловушкой наблюдателя . Вот что это такое и как вырваться из этого тупика мы сегодня и узнаем!

Последняя битва

Многие традиции, особенно медитация осознанности, побуждают вас нейтрально наблюдать за своими сенсорными переживаниями. Наблюдайте за своим дыханием, наблюдайте за эмоциями, наблюдайте за мыслями и так далее, не реагируя на них. Этот метод наблюдения работает очень хорошо, потому что он дает вам что-то вроде постороннего взгляда на ваш опыт. Вы можете наблюдать за своим умом, своими реакциями, эмоциями, поведением почти с точки зрения другого человека, и это чрезвычайно полезная обратная связь. Это приводит к невозмутимости и огромному личностному росту, о котором всегда говорят сторонники осознанности.

Чтобы освободиться от ловушки наблюдателя, вы должны наблюдать за наблюдателем

Такая позиция наблюдателя настолько полезна, что многие учителя останавливаются на достигнутом и не говорят о следующем важном шаге в духовном развитии. Но есть скрытая проблема с техникой наблюдателя, которая становится очевидной, если практиковать ее долго. Кто такой наблюдатель? Кто этот человек, который сидит с биноклем и наблюдает за вашим опытом со стороны? Этот нейтральный наблюдатель, которого вы создали с течением времени, на самом деле является просто еще одной, хотя и меньшей и менее невротичной, версией эго. Это чувство того, что есть кто-то, кто следит за человеком, который медитирует. Вы также можете назвать его эго медитирующего или эго наблюдателя. Создание этого нейтрального наблюдателя очень полезно, но цель медитации не в том, чтобы создать новое эго медитирующего, а в том, чтобы полностью увидеть сквозь иллюзию эго.

Даже очень преданные ученики, практикующие осознанность в лучших традициях медитации осознанности, довольно часто застревают в режиме наблюдателя навсегда. Я видел это снова и снова на своем опыте. Быть наблюдателем, быть нейтрально медитирующим — не такое уж плохое занятие; конечно, это намного предпочтительнее бессознательного, роботизированного образа жизни без какой-либо саморефлексии. Однако это препятствует более глубокому продвижению к настоящему пробуждению. Итак, единственный путь вперед — это отпустить эго наблюдателя; освободить ощущение того, что вы человек, который занимается медитацией.

Например, духовный философ Кен Уилбер рассказывает историю своего первого пробуждения. Это произошло на ретрите дзэн, в котором он находился в состоянии глубокого наблюдения за своим опытом. Мастер дзэн сказал ему: «[Наблюдатель] — это последняя опора эго». Уилбер говорит, что тогда внутри него «что-то щелкнуло», и он погрузился в глубокое состояние пробуждения. Он отпустил наблюдающее эго, и, вместо того, чтобы быть медитатором — стал самой медитацией.

Его история не так уж необычна на пути к пробуждению. Вам нужно только научиться это делать.

Наблюдать за наблюдателем

Чтобы освободиться от ловушки наблюдателя, начните с осознания того, что наблюдатель, каким бы удобным или привычным он ни был, по-прежнему является лишь еще одной версией эго. Вы провели бесконечные часы, наблюдая за своим дыханием, эмоциями и мыслями. Теперь пора вместо этого посмотреть на наблюдателя. Вы должны наблюдать наблюдателя. Вы делаете это в типичном стиле осознанности, тщательно разбирая компоненты самого наблюдателя.

Эго наблюдателя построено из тех же компонентов, что и повседневное эго, но в меньшем масштабе. Обыденный ум думает о самых разных вещах, у наблюдателя есть мысли о том, как проходит медитация или как долго она продолжится. У повседневного эго есть эмоции по поводу самых разных вещей, но у наблюдателя есть эмоции по поводу того, как проходит это сидение или лежание, или даже блаженные чувства любви и радости. У повседневного эго есть всевозможные телесные ощущения, но у наблюдателя есть совершенно особый набор телесных ощущений: ощущения того места, где, по его мнению, находится осознавание.

Этот последний совет требует некоторого определения, потому что он несколько тонкий. Большинство людей воображают, что осознание сосредоточено в какой-то точке в их голове, обычно где-то вокруг глаз. Это естественная иллюзия, учитывая, что ваши глаза, уши, язык и нос расположены в вашей голове. Но если вы, например, почувствуете свою ногу прямо сейчас, вы, вероятно, представите, что каким-то образом чувствуете ее из головы. Как будто свет осознания проецируется на вашу ногу. На самом деле у вас есть нервы в стопе, которые позволяют чувствовать это прямо внутри стопы. (Конечно, эти ощущения обрабатываются в головном мозге, который расположен в вашей голове, но это не относится к делу — вы никогда не замечаете этого уровня аппаратного обеспечения мозга.)

Так же и с эго наблюдателя. Вам будет казаться, что он каким-то образом расположен в вашей голове и будет наблюдать с этой точки. Но это не более чем произвольный набор физических ощущений (вероятно, расположенных вокруг глаз), которые, по вашему мнению, являются местом осознания. Эти ощущения также являются частью эго наблюдателя.

Таким образом, чтобы преодолеть проблему наблюдателя и вырваться из практики, внимательно наблюдайте за ощущениями (то есть мыслями и чувствами), связанными с эго наблюдателя. Поначалу это может быть очень неудобно, но именно здесь вам на помощь приходят многие годы практики нейтрального наблюдения. Вот несколько советов о том, как это сделать:

  1. Наблюдайте за любыми мыслями о самой медитации. Например: «У меня хорошая медитация». «Я неправильно использую технику». «Я бы хотел, чтобы моя концентрация была глубже». «Надеюсь, скоро будет обед». И так далее. Это мысли эго наблюдателя.
  2. Обратите внимание на любые эмоции, связанные с самой медитацией. Например: разочарование по поводу того, как проходит медитация, радость от опыта глубокой медитации, паника по поводу того, как долго может длиться сидячая работа, и так далее. Это чувства эго наблюдателя.
  3. Наблюдайте за любыми ощущениями, которые вы испытываете относительно того, где, по-вашему мнению, находится осознание. Вы чувствуете, что это сосредоточено в вашей голове? За глазными яблоками? Обратите внимание на любые телесные ощущения, которые вы ассоциируете с наблюдателем. Наблюдайте за ними очень внимательно.
  4. В общем, обратите внимание на любое ощущение, которое возникает во время медитации. Откуда бы оно не пришло — заметьте его. Пусть медитация будет сравнительно легким опытом, а не работой, требующей усилий. Это эго наблюдателя чувствует, как будто он занимается медитацией.

Есть ли «Зеркальный зал»?

Когда люди читают описание практики медитаций, некоторые из них говорят, что она просто ведет в «зеркальный зал». Это означает, что я 1 смотрит на себя 0, затем создается я 2, чтобы смотреть на себя 1, а затем создается я 3, чтобы смотреть на себя 2, и так далее. Они утверждают, что это превращается в бесконечный регресс, который будет длиться вечно, и поэтому такая практика «бессмысленна».

Эта критика практики на самом деле ошибочная. Это правда, что, когда вы впервые попробуете её, вы можете заметить этот бесконечный регресс на короткое время. Может быть, даже пару сеансов медитации. Это может немного расстраивать. Однако, если вы откажетесь от этого — вы упустите некоторые преимущества.

Если вы будете практиковать медитацию еще немного, произойдет нечто совсем другое. Ум понимает, что происходит этот бесконечный регресс, и отбрасывает его. Он отпускает Зал Зеркал, и вместо этого все «зеркала» растворяются в осознании.

В лучшем случае у вас будет очень важное понимание: вам вообще не нужно создавать какую-либо точку зрения. Зеркальный зал появляется только потому, что вы создаете в своем воображении целый трехмерный мир. В этом трехмерном мире вам нужна позиция, с которой можно будет смотреть на наблюдателя. Но вы поймете, что эта позиция и мнимая, и не нужная.

Более того, у вас будет еще более важное понимание.

Дело в свободе

Если вы внимательно наблюдаете за эго наблюдателя таким образом, со временем оно разрушится точно так же, как ваше большое, неуклюжее повседневное эго сделало это в начале вашей практики. Однако эта реконструкция гораздо более значительна. С этим раскрытием приходит глубокое и продолжительное пробуждение .

Вы можете подумать, что просто создаете другое эго, которое вам просто нужно снова реконструировать, но это не совсем так. Как только вы научитесь убирать ощущение того, что вы медитируете, вы не поверите и не будете принимать как должное любые возникающие новые ощущения. Вы узнаете, что все ощущения постоянного места для осознания ложны. Вы узнаете, что все мысли и чувства, даже относящиеся к медитации, — это просто содержание, возникающее в осознании.

Если вы попали в ловушку наблюдателя, эта единственная техника которая может очень быстро превратить вашу практику осознанности из механического зацикливания в глубоко живое и жизненное переживание. Даже если вы потратили годы медитативной тяжелой работы без видимого прогресса, это может освободить вас от цепей. В конце концов, все дело в свободе.

Exit mobile version