Site icon Spacemeditations

Меняя наш мозг, мы изменяем себя

Ричард Дэвидсон, доктор философии, каждый день начинает с 45-минутной медитации с тех пор, как он впервые посетил Индию и Шри-Ланку в качестве аспиранта в середине 1970-х годов. По его словам, эта практика успокаивает его, позволяя ему добиться успеха в высокопрофессиональной исследовательской карьере.

Теперь, в своей книге «Эмоциональная жизнь мозга» Дэвидсон[1] излагает свое объяснение того, почему медитация и другие «нейронные поведенческие вмешательства» могут помочь людям подправить свои эмоции в поисках более счастливой и продуктивной жизни.

Дэвидсон, профессор психологии Университета Висконсин-Мэдисон, провел почти четыре десятилетия, изучая схемы мозга, лежащие в основе эмоций. В своей книге он выделяет шесть эмпирически обоснованных «эмоциональных стилей», которые определяют наш эмоциональный состав.

Дэвидсон поговорил с Monitor об эмоциональном стиле и о том, как новое исследование пластичности мозга предполагает, что такие вмешательства, как медитация и когнитивно-поведенческая терапия, могут позволить людям изменить свои эмоциональные стили, изменив сами мозговые цепи, которые ими управляют.

Как изменилось понимание эмоций психологами за почти четыре десятилетия, в течение которых вы проводите это исследование?

В середине 1970-х практически не было исследований эмоций — это вряд ли считалось областью. То немногое, что было сделано, было использовано для очень грубых самоотчетов. Когнитивные психологи, которые в то время начали преобладать, считали эмоции всего лишь чем-то, что прерывает познание. Идея, что эмоции адаптивны, что они могут играть важную роль в принятии решений и влиять на поведение, возникла значительно позже.

Ближе к моей работе идея о том, что кора головного мозга участвует в эмоциях, была на самом деле ересью, потому что в нейробиологии — было то немногое, и оно было сосредоточено исключительно на лимбическом и стволовом влиянии эмоций. Эмоции считались примитивным психологическим процессом. Я думаю, что таким образом это держало их, так сказать, в «подвале мозга».

Что заставило вас в то время подумать, что эмоции не могут быть просто отнесены к основанию мозга?

На самом деле было две цепи доказательств. Одно из них представляло собой серию исследований, которые начали публиковаться на пациентах с повреждением головного мозга, которые ясно показали, что корковое повреждение действительно приводит к нарушению эмоций.

Другие были просто моими наблюдениями. Мне, изучающему поведение, казалось совершенно очевидным, что когда мы принимаем сложные решения, такие как «Следует ли мне иметь этого человека в качестве партнера?», «Должен ли я пойти в эту аспирантуру?», «Должен ли я купить эту крупную покупку? » — мы не делаем их на основе холодных когнитивных расчетов. И, я думаю, честное систематическое наблюдение убедит любого в том, что такие сложные решения требуют, чтобы мы учитывали свои эмоции.

В своей книге вы излагаете шесть «эмоциональных стилей» — спектров, по которым мы все падаем. Что это за шесть стилей и как вы их развили?

Шесть эмоциональных стилей возникли в течение 30 лет нейробиологических исследований. Они не являются очевидными измерениями эмоций: они не соответствуют конкретным дискретным эмоциям и не соответствуют традиционным моделям валентности и возбуждения, которые занимали видное место в исследованиях эмоций.

Один стиль я называю стойкостью. Это относится к тому, насколько медленно или быстро вы восстанавливаетесь после невзгод. Некоторым людям требуется много времени, чтобы вернуться к исходному уровню — их сбивает с толку какое-то неблагоприятное событие — в то время как другие люди могут восстанавливаться очень и очень быстро.

Второй эмоциональный стиль я называю мировоззрением. Это относится к тому, как долго сохраняется положительная эмоция. Это связано с вашей склонностью видеть мир через розовые очки — или нет.

Третий стиль я называю социальной интуицией. Это относится к тому, насколько точно вы расшифровываете невербальные сигналы и эмоций других людей.

Четвертое измерение я называю самосознанием, которое относится к точности, с которой человек декодирует в себе внутренние телесные сигналы, связанные с эмоциями, такие как частота сердечных сокращений, потоотделение и мышечное напряжение. Некоторые люди остро чувствительны к тому, что происходит внутри них самих, в то время как другие совершенно не знают об этом.

Пятое измерение я называю контекстом. Я имею в виду чувствительность к контексту. Некоторые люди модулируют свои эмоциональные реакции в зависимости от контекста, поэтому то, как они, например, разговаривают со своим супругом, будет сильно отличаться от того, как они разговаривают со своим начальником. Другие люди меньше делают различий между контекстами.

Последний эмоциональный стиль — это внимание, которое обычно не рассматривается как эмоциональная составляющая. Но внимание и эмоции так тесно связаны. Эмоциональные стимулы — это стимулы, к которым мы естественным образом тянемся. Рассеянного человека тянут эмоциональные стимулы в окружающей среде, а тот, кто более сосредоточен, способен сопротивляться этому влечению и добровольно сосредоточить свое внимание.

В книге я описываю основные мозговые цепи, поддерживающие эти стили, а также выделяю некоторые ключевые эксперименты, которые привели к формулировке каждого из них.

Вы можете привести пример?

Конечно. Возьмем, к примеру, стойкость — все мы в тот или иной момент своей жизни столкнемся с невзгодами. А устойчивость очень важна для воздействия на уязвимость к психопатологии, особенно к расстройствам настроения и тревожным расстройствам.

Возможность быстрого восстановления — важный элемент устойчивости. Эксперименты, которые привели нас к концептуализации этого стиля, были экспериментами, которые начались в начале моей карьеры. Они начали с исследований, в которых мы подтвердили, что люди различаются по степени большей активности левого и правого полушария на исходном уровне, и эти различия относительно стабильны во времени. Оказалось, что люди с большей левой активацией быстрее оправлялись от негативных аффективных стимулов в лаборатории. Мы смогли оценить скорость выздоровления, используя физиологические меры, чтобы ежеминутно отслеживать паттерн активации в ответ, например, на негативную картину. А после того, как снимок исчез, мы могли отследить, сколько времени нужно человеку на выздоровление.

Мы продолжили и провели нейровизуализационные исследования и обнаружили, что префронтальная кора имеет сильную связь с миндалевидным телом. Так что, вероятно, происходит то, что повышенные уровни префронтальной активации модулируют активность миндалины и способствуют ее отключению после ее включения.

Как вы думаете, вы определили все эмоциональные стили или можете найти другие?

Я ни в коем случае не считаю эти шесть окончательных заявлений по этому поводу. Очень важно подчеркнуть, что это наилучшее предположение, основанное на имеющихся у нас исследованиях. Но одна из замечательных особенностей науки заключается в том, что она никогда не бывает статичной и наши модели постоянно меняются. Я уверен, что через 10 лет мы будем думать об этом по-другому, по крайней мере, в некоторой степени.

Позвольте мне просто добавить сюда еще один момент, а именно, что среди этих стилей нет ни одного лучшего шаблона. Это действительно будет отличаться для каждого человека в зависимости от его или его уникальной среды. Например, некоторые люди, у которых может быть очень низкий стиль социальной интуиции и которые могут быть не очень хороши в декодировании невербальных сигналов эмоций, относятся к тем людям, которые много взаимодействуют с машинами. Они могут быть компьютерными программистами, у них может быть очень успешная и счастливая жизнь, и на самом деле они предпочитают проводить мало времени с другими. И это здорово, и нам нужны такие люди в нашем обществе.

Но похоже, что есть некоторые стили, которые усложнят вашу жизнь — например, если ваша устойчивость очень низкая и вам трудно оправиться от невзгод, это кажется трудным способом жизни. Итак, как люди узнают, что их эмоциональный стиль им подходит, а когда им нужно что-то изменить?

Это очень хороший вопрос, и на него нелегко ответить просто. Я думаю, что в крайнем случае человек будет знать. Поэтому, если люди не могут справиться с ожиданиями и требованиями повседневной жизни, они, скорее всего, будут знать, что любой эмоциональный стиль, который они выражают, не является оптимальным.

Вероятно, есть большой диапазон посередине, где люди могут быть не так осведомлены, как могли бы. И это главная цель при написании книги: помочь людям лучше осознать свой эмоциональный стиль, потому что осознание действительно является первым ингредиентом в внесении изменений.

В этой связи вы подчеркиваете, что эти эмоциональные стили не высечены на камне — мы можем изменить свое место в континууме. Как это работает?

Одно из моих ключевых посланий заключается в том, что стили действительно основаны на определенных мозговых цепях. А поскольку мы знаем, что мозг обладает пластичностью, наши стили на самом деле можно изменить с помощью концепции, которую я называю нейронно-вдохновленными поведенческими вмешательствами. На самом деле существуют вмешательства, разработанные тысячи лет назад, которые оказались очень хорошими кандидатами для этого, и они происходят из медитативных традиций.

Они очень повлияли на меня. В книге я рассказываю историю своей первой встречи с Далай-ламой в 1992 году, которая сыграла решающую роль в моей карьере как в профессиональном, так и в личном плане. Его вдохновение для меня — возможность того, что очень простые методы, которым можно научить совершенно светским способом, могут быть использованы для преобразования ума и изменения мозга способами, которые действительно могут повлиять на эти эмоциональные стили.

Итак, просто чтобы привести пару примеров: снова придерживаясь устойчивости, существует очень популярный метод медитации, который называется медитацией осознанности. И что делает медитация осознанности, так это учит людей обращать внимание целенаправленно, без осуждения. Не осуждающая часть очень важна, потому что то, что происходит с эмоциональными взаимодействиями, особенно негативными, — это скорее, чем уделение на них внимания без осуждения, мы судим, и суждения приводят к размышлениям и упорству эмоций далеко за пределами той точки, где присутствует вызывающий.

Так, например, если мы ссоримся утром с кем-то из близких, некоторые из нас повторяют этот опыт весь день. И это пагубно сказывается на нашем настроении и поведении в течение многих часов после первоначального спора.

Если мы сможем научиться обращать внимание без осуждения, это даст возможность более быстрого выздоровления. Недавние исследования подтверждают это. Мы провели исследования, и в литературе есть и другие исследования, показывающие, что простые формы медитации осознанности действительно способствуют выздоровлению от невзгод и, таким образом, способствуют повышению стиля устойчивости и изменяют мозговые цепи, связанные с устойчивостью, так, как мы предсказали бы.

Как ваша практика медитации повлияла на вашу работу и ваш эмоциональный стиль?

Раньше я был гораздо более изменчивым человеком. Не то чтобы я когда-либо был действительно нестабильным, но у меня определенно было больше эпизодов, когда я заметно злился. И я бы сказал, что частота такого поведения резко изменилась, в частности, за последние 10 лет. Так что это очень конкретное поведение.

С точки зрения внешнего наблюдателя, я веду жизнь, которая была бы очень напряженной. Я много путешествую, очень много работаю, я вовлечен в конкурентную науку: получаю гранты, все время публикую, управляю большой лабораторией, соблюдая постоянные сроки. И я думаю, что по большей части я делаю это довольно спокойно — ни в коем случае не идеально, и всегда есть огромные области, которые нуждаются в улучшении. Но я не думаю, что смог бы делать то, что делаю, так, как я это делаю, если бы не моя ежедневная практика медитаций.

Я также должен сказать, что один из корней слова «медитация» на санскрите происходит от слова «ознакомление». И согласно этому определению, медитация на самом деле знакомит вас со своим умом. Я бы пошел дальше и сказал, что считаю, что для любого, кто изучает ум, изучает психологию, медитация была бы очень полезной, потому что это практика, в которой они могут лучше познакомиться со своим умом, и я думаю, что это может помочь им стать лучшими психологами.

Источники

  1. Дэвидсон Р., Бегли Ш. Эмоциональная жизнь мозга //СПб.: Питер. – 2017.

Exit mobile version