Когда мне было 22 года, я начал придерживаться целомудрия. Я всегда был чрезвычайно открыт для секса, чувств и своего тела. Однако чем больше я изучал медитацию и чем больше я узнавал о карме, чистоте и устранении чувств, тем больше казалось, что единственный способ по-настоящему глубоко погрузиться в духовную практику – это отказаться от секса и отказаться от чувств. Это означало бросить пить, отказаться от любых негативных фильмов или музыки и перестать делать много «нечистых» вещей, которые мне действительно нравились.
Как бывшему атеисту-иконоборцу панк-рока, это был трудный шаг, и на самом деле этого не произошло, пока я не был на Шри-Ланке и не прошел через серию тяжелых переживаний, которые в некотором роде потрясли меня. В течение почти четырех лет я жил максимально чистым образом жизни. Я выложился на все сто, с верой в то, что такой образ жизни глубоко углубит мою духовную практику. Оглядываясь назад, я чувствую, что получил много от того периода «отсутствия секса» (как я это назвал), но я не могу рекомендовать вам последовать этому примеру. В этом не было необходимости, и на самом деле это указывало на приближающийся тупик.
Сегодня люди склонны отделять религию от духовности. Внешняя форма ритуалов, социальных норм, правил и церкви в сравнении с внутренним переживанием божественности, бога, связи, центрированности. Это полезное различие, технически называемое «экзотерической» (внешний опыт) и «эзотерической» (внутренний опыт) религией.
В чем противоположность трансцендентности?
Однако есть другой способ разделить духовные практики, который, на мой взгляд, гораздо важнее: «трансцендентный» против «имманентного». Вероятно, 95 процентов всей религии (или духовности, если на то пошло) попадает в категорию трансцендентных, что означает, что она стремится превзойти мир; чтобы избежать грязи, печали и боли земли и попасть в лучшее место. Небеса, благоприятное возрождение, Елисейские поля, Нирвана – все это места/состояния, которые мы трансцендируем.
Трансцендентные религии считают этот мир тюрьмой, сумасшедшим домом, который нам нужно игнорировать, отвергать и, в конечном итоге, сбежать. Это означает, что мы должны закрыть чувства, отключить сексуальность, отрицать тело, сосредоточиться на чем-то бестелесном и ярком (душе, свете) и молиться об освобождении. Очевидно, западные религии делают это, говоря нам отвергать соблазны этого мира и ждать небес, где дела обстоят лучше. Большие секты восточных религий также трансцендентны, они говорят нам медитировать, чтобы достичь Нирваны и избежать сансары, которая является просто еще одним названием этого мира. Это превосходство: преодолейте этот мир, свои чувства и свое грязное тело и доберитесь до лучшего места. Выходи из грязи.
Второй вид духовности, редкий, называется имманентным. Имманентная духовность стремится принять творение, бородавки и все остальное, а не отвергать их. Бог или дух не ждут где-то за пределами мира, подбадривая вас, чтобы вы избежали этой смертельной ловушки, а скорее присутствует в каждой частице творения. Все не только живое, но и пропитанное божественностью, пропитанное Богом или Богиней.
Меня всегда естественно привлекала имманентная духовность. Поскольку она охватывает тело, радует чувства и прославляет творение, она, по своей сути женственная. Трансцендеры часто презирают или маргинализируют женское начало (включая женщин), потому что они видят женское начало как сосуд имманентности, как мы попадаем в этот мир, а также как воплощение соблазна оставаться погрязшими в иллюзиях, сексе, чувствах и суете. Если вы не хотите наслаждаться чувствами, ощущать тело, общаться с животными и природой или соприкасаться с рождением и смертью, вам лучше не иметь рядом женщин, потому что женское начало всегда будет возвращать вас на землю. Заземлите себя, войдите в свое тело. Для меня это хорошо, но практически для всех религий – этого следует избегать любой ценой.
Подумайте о том, как некоторые западные религии преследовали и сжигали ведьм, которые были просто деревенскими целителями или женщинами, от которых кто-то чувствовал угрозу. Принятие прибежища в ориентализме не поможет – даже Будда сказал, что женщины не могут достичь просветления, и лучшее, на что они могут надеяться, – это переродиться мужчинами. Подумайте о пуританской культуре Соединенных Штатов, отрицательной по отношению к сексу, телу и искусству. Мои собственные предки были буквально паломниками, которые бежали в Россию, чтобы избежать религиозных преследований, но принесли свою собственную крайнюю, жесткую, параноидальную форму трансцендеризма в Новый Свет и сразу же начали вешать «ведьм» (то есть маленьких девочек, которые открывали свою сексуальность).
Безбрачие как духовный путь
Когда я впервые принял посвящение на духовный путь, я наивно пытался стать настолько святым и чистым, насколько это было возможно. Меня учили, что вещи, которые я любил на этой земле, такие как творчество, искусство, красота, сексуальность, чувственность и так далее, были второстепенными и, возможно, отрицательными аспектами жизни. Я действительно старался принять эту философию и жить таким образом, вплоть до того, что в конечном итоге стал соблюдать целомудрие. Хотя это было подлинное выражение, оно было неустойчивым с течением времени, потому что требовало от меня подавления и отрицания самой большой части себя. Это типичный трансцендентный ход: ваше тело и его побуждения злые/неумелые/отвлекающие, и их нужно подавлять, чтобы достичь духовного прогресса.
С точки зрения десятилетий, я считаю, что нет ничего более далекого от истины. Мы – великолепные организмы, которые произошли от наших предков путем естественного отбора на планете Земля. Наши побуждения, наши реакции, наши эмоции, способ функционирования нашей системы – все это является неотъемлемой частью нашего оптимального функционирования. Мы не можем выделить конкретный аспект этого, например сексуальность, и заявить, что это плохо, и мы должны победить, искоренить, контролировать, подавить или отрицать её. Нет определенных эмоций, которые являются хорошими, и других эмоций, которые являются плохими. Это правда, что через трансцендентность вы можете достичь своего рода просветленного ментального состояния (гораздо больше о просветлении в следующей статье), но это хрупкое и ограниченное пробуждение, от которого на самом деле не пахнет свободой. Просвещение равняется свободе.
Так что, хотя мои благочестивые усилия были для меня в некоторых отношениях прекрасными, в конечном итоге они бы – и в значительной степени сделали – толкнули меня в духовный тупик. Тупик, в который попадает так много ищущих. Вы выходите за пределы мира, вы чувствуете себя выше всего, на вас не влияет запятнанное тело и его звериные качества. Беда в том , что независимо от того , как далеко вы думаете , что выходите за рамки тела, вы все еще в одном (или, выражаясь еще более сильно и точно, вы это – одно). Часто те же люди, которые чувствуют, что преодолели свои телесные побуждения, в конечном итоге вступают в незаконный секс со своими учениками, становятся наркоманами или алкоголиками, предаются оргиастическим ритуалам потребления (еда, машины и покупки) и т. д.
Жить со своим телом
Такие падения случаются так часто, и все же духовное сообщество действует так, как если бы они были неожиданной и трагической ошибкой. Хотя это определенно трагично, но это не большая ошибка, чем если бы вы считали, что ваша машина преодолела потребность в тормозах. В конце концов, вы гарантированно попадете в аварию. Вы не можете превзойти свое тело, потому что вы и есть тело. Или, по крайней мере, тело включено в то, что вы есть. Представление о том, что вы всего лишь душа (чем бы вы ее там себе ни представляли), которая была понижена до физического носителя, является не чем иным, как трансцендентной пропагандой. С одной стороны, это прекрасная идея, но она полностью упускает из виду суть жизни – ЖИТЬ ЭТИМ.
Я говорю вот что: не верьте, что вы должны отрицать, отвергать, преодолевать или дисциплинировать своё тело. Вы и есть тело. Когда вы медитируете – включайте тело. Когда вы становитесь просветленным – просветляется тело. Если вы не можете взять свое тело с собой – не ходите туда!