Site icon Spacemeditations

О ретритной практике

В первые годы перед обретением освобождения Будда посвящал длительное время медитации. Он считал медитацию настолько ценной, что позже, даже после своего пробуждения, продолжал практиковать ее. Хотя в повседневной жизни было время и для медитации, и для учения, периодически, на протяжении всей своей жизни, он уходил в лес на недели и месяцы для медитации, а затем возвращался, чтобы продолжать учить и наставлять других в их практике.

С тех пор многие люди на протяжении тысячелетий следовали его примеру, уходя в монастыри и дикую природу, чтобы развить в себе внимательность, сосредоточенность, любовь-доброту и сострадание и, что самое важное, испытать освобождение. Как и Будда, многие из этих людей затем возвращались в общество и делились благами своей практики с другими.

Когда буддийская медитация была в основном прерогативой монахов, проведение длительного времени в пустыне или в монастырях было основным средством для занятий устойчивой медитацией. Теперь, когда все большее число мирян практикует медитацию, наш современный мир породил “медитационные ретриты” и “ретритные центры”, где люди могут отвлечься от своей повседневной жизни, чтобы воспользоваться всем потенциалом глубокой практики.

Медитационные ретриты – это мощное место для развития духовной практики. Благодаря ежедневному расписанию, посвященному медитации, ретриты способствуют развитию непрерывности, что позволяет расцвести преимуществам практики. Ограждая участников от их обычных обязанностей и отвлекающих факторов, ретриты позволяют полностью погрузиться в практику. Как способ ” уединения” от нашей повседневной жизни и привычек, ретриты создают пространство для появления новых перспектив и размышлений о том, как и где мы живем.

В рамках нашего ретритного центра типичный ретрит длится от 3 до 10 дней, хотя некоторые из них короче, а другие длиннее. Большая часть дня посвящена расслаблению и медитациям, в которых чередуются периоды сидения и ходьбы. После каждого приема пищи обычно наступает период отдыха продолжительностью около часа. Мастера и проводники ретрита направляют и поддерживают участников. Несколько раз в течение всего ретрита участники встречаются с одним из учителей для обсуждения своей практики.

Эти ретриты предназначены для создания атмосферы простоты, чтобы деятельность и проблемы участников были сведены к минимуму. Для этого участники ретрита проводят большую часть времени в тишине. Это означает, что наши ретриты являются зонами, свободными от телефонов, интернета, часов и всей электроники. Хотя отсутствие обычных социальных разговоров и внешних стимулов может поначалу показаться странным, со временем почти все участники ретрита, которых я встречал, стали ценить тишину и простоту, присущие ретриту, – качества, которые трудно найти в нашем суетливом, постоянно подключенном к сети современном образе жизни.

Несмотря на то, что все участники ретрита имеют одинаковое расписание, их личный опыт значительно отличается из-за разного происхождения, потребностей, намерений и понимания, которые они привносят в ретрит. В некотором смысле, ретритов столько же, сколько и участников. На каждом конкретном ретрите одни люди открывают для себя огромную красоту спокойного и освобожденного сердца. Другие оказываются лицом к лицу с нерешенными личными проблемами. Другие открывают для себя ценность медленного и систематического развития терпения, внимательности или любви-доброты. Эта практика по-разному развивается у разных людей в разное время и на разных этапах их жизни.

Основываясь на своем опыте практикующего и преподавателя ретритов, я пришел к выводу, что многие функции медитационных ретритов делятся на четыре общие области:

Иногда в ходе ретрита человек сосредотачивается только на одной из этих областей. В других случаях в игру вступают несколько или даже все. Однако вместе с каждой из этих функций приходит возможность великой радости, мира и цели.

Восстановление

Ретриты – это прекрасное место для восстановления сил и отдыха от многочисленных стрессов жизни. Например, люди часто приезжают на ретрит в состоянии недостатка сна, и для них ретрит предоставляет важнейшую возможность получить глубокий отдых, зачастую гораздо лучший, чем во время отпуска. Для людей, которые приезжают со значительным физическим напряжением, ретрит может способствовать столь необходимому расслаблению. Для тех, кто был слишком занят или озабочен, чтобы заботиться о своей эмоциональной жизни, ретрит – это безопасное место, где можно позволить неразрешенным эмоциям всплыть на поверхность и раскрыться. Например, ретриты могут быть полезны для тех, кто проходит через процесс скорби после тяжелой утраты. Многодневный ретрит может также позволить старым, давно забытым эмоциям наконец-то выйти на поверхность. Иногда восстановление и исцеление может произойти только после того, как накопившиеся слезы будут полностью пролиты.

Проведение времени в ретрите также может помочь человеку восстановить забытые, игнорируемые или заслоненные повседневной жизнью ценности, чувства и понимание. Когда привычные заботы о заработке, заботе о семье или преодолении кризисов отступают в тишине, открытое пространство ретрита может помочь людям вспомнить о важных намерениях и приоритетах, на которых они хотят строить свою жизнь.

Открытие

Ретриты дают людям возможность отвлечься от своих обычных дел, чтобы они могли узнать, что на самом деле происходит в их жизни. Эмоции, мысли, интуиция, понимание и неизученные вопросы имеют возможность проявиться, когда человек больше не мечется и не отвлекается на дела. Ретрит может стать для людей шансом разобраться в своей жизни. Это может быть место, где можно открыть в себе большую способность к радости и покою, чем было известно ранее.

Непрерывная внимательность значительно улучшает процесс открытия. Устойчивое внимание и спокойствие могут помочь людям увидеть основополагающие принципы, по которым они живут. Большинство людей не знают всех причин, по которым они делают, говорят или думают то, что делают. Часто бывает, что человек на ретрите с удивлением обнаруживает, что страх, отвращение или желание пронизывают все его действия, как на ретрите, так и в повседневной жизни. Еще одно открытие, которое делают многие люди, заключается в том, как часто они интерпретируют события своей жизни через одно глубоко укоренившееся убеждение или отношение, которое не имеет под собой никакой реальной основы. Хотя подобные самообнаружения могут быть болезненными и сложными, осознание этих глубинных тенденций является важной частью освобождения от них.

Устойчивую внимательность, развиваемую на ретрите, можно сравнить с рассмотрением нашего настоящего опыта через микроскоп. Это увеличение позволяет нам увидеть универсальные характеристики человеческой жизни. Это видение может быть более глубоким и преобразующим, чем любое понимание нашей уникальной личной психологии.

Во время ретрита мы также можем обнаружить прямые преимущества расслабления, отпускания и ясного видения. Мы можем обнаружить и поставить под сомнение убеждения, что крепко держаться за что-то или быть напряженным как-то полезно для себя или других. И мы можем понять, что наши сердца и сознание функционируют гораздо лучше, когда они в покое.

Взращивание

Сознание – это не вещь; наоборот, оно состоит из множества психических процессов, на которые влияют условия, воздействующие на них. Сознательная деятельность, которой мы занимаемся, является основным фактором влияния, определяющим, какие умственные процессы в нас протекают и насколько хорошо они протекают. Если мы часто беспокоимся, то, по сути, тренируем ум, чтобы он больше беспокоился. Если мы проводим большую часть своей сознательной деятельности, желая чего-то или злясь, то мы укрепляем желание и злость. Если мы подчеркиваем способность ума к доброй воле, то тем самым воспитываем в себе большую добрую волю. А если мы регулярно практикуем щедрость и внимательность, то способность ума быть щедрым и внимательным становится сильнее.

Важной частью буддийской практики является принятие на себя ответственности за то, как формируется наше сознание. Если мы не возьмем на себя инициативу, наше сознание может сформироваться под влиянием того, чего мы, возможно, не хотим. Одним из важных способов принятия ответственности является культивирование тех ментальных процессов, которые пробуждают лучшие и наиболее полезные аспекты нашей человечности.

Ретрит – идеальное место для такого развития сознания. Он предоставляет редкую возможность посвятить большую часть дня развитию внимательности, концентрации, терпения, невозмутимости, любви-доброты и мудрости. Он дает время для развития этих качеств путем многократной практики сознательноого акта пробуждения к настоящему моменту и перефокусировки внимания.

По мере развития сознания оно приобретает все большую способность быть спокойным и умиротворенным. Вместо того чтобы быть подавленными жизненными трудностями, мы обретаем больше внутреннего равновесия, силы и мудрости, чтобы реагировать на жизненные превратности полезными способами.

Для большинства людей гораздо легче испытать глубокие состояния неподвижности и покоя или наполниться великими чувствами любви-доброты или сострадания, когда медитация практикуется с той последовательностью, которая возможна на ретритах. Некоторые из самых прекрасных состояний ума доступны для умов, которые хорошо развиты.

Освобождение

В буддизме процессы восстановления, открытия и взращивания сознания не являются самоцелью. Они являются важными шагами в освобождении сознания от ментальных недугов. Хорошая новость буддизма заключается в том, что можно освободить сознание от его скованных состояний. Можно освободиться от цепляния и ограничений, которые создает это цепляние.

Хотя освобождение можно испытать в любое время и в любом месте, медитационные ретриты – одно из самых благодатных мест для переживания этой свободы. Полное сосредоточение на практике медитации позволяет достичь ясного видения и силы ума, которые необходимы для того, чтобы отпустить цепляния, страх, жадность и отвращение. Ретриты также обеспечивают внешнюю поддержку и чувство безопасности, что позволяет легче пережить любое первоначальное чувство уязвимости, которое может возникнуть при освобождении от цепляний. Для новичков в практике это может быть обучение отпусканию озабоченности людьми и вещами, которых нет на ретрите. Для людей, которые развили свою способность к проницательности, это может быть обучение тому, как отпустить свою озабоченность собой.

Одна из замечательных вещей в медитационных ретритах – это то, как они пробуждают лучшее в людях. Одна из причин этого заключается в том, что практика осознанности помогает медитирующим быть менее реактивными на свои переживания и чувства, чем в повседневной жизни, когда осознанность бывает труднее поддерживать. В частности, медитирующие в ретрите часто мотивированы противостоять импульсам участия в нездоровых силах своего сознания. Это стремление к свободе, как правило, приводит к появлению самых прекрасных, благотворных сил сознания. Ретриты – это места, где люди могут расти в доброте, щедрости, целостности, стойкости, мудрости и сострадании.

Все блага, которые мы получаем во время ретрита, мы получаем не только для себя. Когда мы возвращаемся в общество по окончании ретрита, мы, естественно, делимся этими благами с другими. Таким образом, медитационные ретриты являются питательной средой для более масштабной и всепроникающей трансформации. Восстанавливая, открывая, культивируя и освобождая себя, мы становимся позитивной силой, способной изменить мир.

Exit mobile version