Site icon Spacemeditations

Как себя реконструировать

В следующий раз, когда вы будете разговаривать с собой, задайте себе в уме вопрос: кто или что с кем разговаривает? Есть ли у вас в голове два разных человека: один говорит, а другой слушает? Если нет, то это как-то странно, что вам нужно было бы поговорить только с самим собой в своей голове. В конце концов, это вы говорите, и вы могли подумать, что уже знаете, что собираетесь сказать себе. Так что с этим не так?

Этот разговор с самим собой — такое нормальное, повседневное явление, и тем не менее он указывает на нечто очень глубокое в вас как личности: я не является сущностью. Это не маленький человек или какая-то сущность внутри вас. Напротив, эго или самоощущение — это конструкция. Оно состоит из кусочков. Как говорит нейробиолог Дэвид Иглман в своей книге Incognito, личность — это «парламент частей, ролей и подсистем».

Непосредственное переживание этого аспекта эго на себе, вероятно, является одним из наиболее глубоких переживаний, на которые способно человеческое существо. Фактически, это суть пробуждения или, по крайней мере, его начало. В этой статье я покажу вам одну технику, которая поможет вам получить такой опыт.

Есть ли у вас в голове два разных человека: один говорит, а другой — слушает?

Чувство «я» состоит из мыслей и чувств или строится из них. Если вы очень, очень внимательно и систематически исследуете свои мысли и чувства с течением времени, используя медитацию осознанности, эта «построенность» самоощущения станет интуитивно очевидной.

Если вы со временем продолжите исследовать это еще более глубоко, через некоторое время вы заметите, что эти мысли и чувства постоянно и сильно меняются. Поскольку «я» состоит из мыслей и чувств, и эти мысли и чувства постоянно меняются, само сконструированное «я» всегда изменяется.

Узнай, кем ты являешься на самом деле

Эта простая идея содержит две из самых важных вещей, которые вы когда-либо могли узнать о себе. Во-первых, «я» — это конструкция, а не сущность. Во-вторых, эта конструкция постоянно меняется. (В терминах буддизма первая — это реализация анатты, а вторая — аничча.) Обе эти реализации противоречат нашему нормальному повседневному опыту. Наивное предположение состоит в том, что ощущение себя всегда одно и то же и постоянно (по крайней мере, пока мы живы). Мы часто чувствуем себя сущностью, если хотите, «душой», которая обитает в теле.

Но когда вы соприкасаетесь с сконструированной природой «я», становится ясно, что это определенно не сущность или душа. Это просто мысли и чувства. Еще мы чувствуем, что эта сущность неизменна. Что бы ни случилось с вашим телом, «вы» внутри всегда то же самое, что и вы. Однако когда вы замечаете, что ваши мысли и чувства постоянно меняются, становится очевидным, что «вы» тоже всегда меняется.

Помните, что это не обязательно означает, что у вас нет сущности или души, но если у вас есть она, то уж точно не то, что вы думаете о ней. Вы узнаете, кем вы являетесь на самом деле, и это будет отличаться от всего, что вы себе представляли. Давайте теперь посмотрим, как это сделать на практике.

Как реконструировать самоощущение

Как я и обещал во второй части, я представлю следующую технику, позволяющую замечать эти важные моменты в вашем самоощущении. Для этого существует множество техник, но я научился этому у учителя медитации и много использовал сам. Это очень эффективный способ реконструировать самоощущение, которое считается важным аспектом пробуждения или просветления. Как бы вы это ни называли, это того стоит. Результаты всегда восхитительны и часто воодушевляют.

Итак, поехали. Эта медитация состоит из четырех частей:

  1. Размышляйте о своих чувствах
  2. Медитируйте над своими визуальными мыслями
  3. Медитируйте над своими словесными мыслями
  4. Медитируйте на всех трех вместе

Мысли и чувства, составляющие самоощущение, как правило, переплетаются и кажутся одним целым. Это одна штука — ваше самоощущение или ощущение себя. Эта техника медитации очень эффективна, потому что она работает, отделяя эти ощущения друг от друга. По мере того, как вы учитесь чувствовать каждое по отдельности, ощущение того, что все они складываются в единое целое, начинает уменьшаться. Говоря иначе, превращая каждый из этих аспектов себя как субъекта в объект, вы нарушаете свое отождествление с ними. Уловка состоит в том, чтобы сделать это эффективно и усердно практиковать в течение длительного периода времени. Вот еще немного подробностей о том, как выполнять каждый шаг:

Первый: медитируйте на свои чувства

Это означает медитировать на физическом аспекте эмоций. Может показаться неожиданным, что эмоции — это физические ощущения, но вы можете четко отслеживать их в теле. Например, вы можете связаться с ощущением «счастья» в улыбке или с ощущением «беспокойства» в животе и т. д.

Во время этой части медитации просто ощущайте физические ощущения в своем теле, уделяя пристальное внимание любым ощущениям, которые кажутся эмоциональными. Позвольте вашему осознанию оставаться сосредоточенным прямо внутри ощущений в теле. Откажитесь от любых мысленных образов или разговоров об ощущении. Просто почувствуйте.

Если вы не можете найти какие-либо эмоциональные чувства в теле, просто сконцентрируйтесь на любом физическом ощущении, которое больше всего похоже на вас. Когда вы закончите с этой частью, полностью перестаньте замечать чувства.

Второй: медитируйте над своими визуальными мыслями

Вы разделите мышление на два вида: визуальное и вербальное. Здесь вы сосредотачиваетесь на мысленном взоре — картинках, которые возникают в вашем воображении, то есть визуальной части мышления.

Медитируйте над любой мысленной картиной, даже если она нечеткая или нечеткая, или даже если это только свет и тень, считается визуальным мышлением. Обратите пристальное внимание на эти мысленные образы, когда они появляются и исчезают.

Если вы не испытываете никаких мысленных образов, просто обратите внимание на пустой «экран» там, где они должны быть, и наслаждайтесь приятной пустотой. Если на этом этапе возникает какой-либо мысленный разговор, просто отпустите его. Когда вы закончите с этой частью, полностью откажитесь от визуального мышления.

Третий: медитируйте над своими словесными мыслями

Слушайте, как вы говорите сами с собой. Кто с кем разговаривает? Слушайте слова, которые вы говорите себе в уме.

Не пытайтесь нарочно заводить разговор с самим собой. С другой стороны, не пытайтесь останавливать или замедлять мысли. Вместо этого слушайте мысленные разговоры, как будто это иностранный язык или пение птиц. Как будто вы слушаете шум ручья или океана.

Пусть словесный «поток сознания» просто течет без помех. Ни в коем случае не мешайте этому. Если во время этой части возникают визуальные мысли или чувства, просто дайте им пройти. Сосредоточьтесь на звуке мышления, а не на его содержании.

Четвертое: медитируйте на всех трех вместе

Здесь вы все это собираете. Хитрость здесь в том, чтобы одновременно обращать внимание на эмоциональные ощущения в теле, визуальное и вербальное мышление. Под «все сразу» я имею в виду свободное плавание между каждым из этих элементов по мере их возникновения.

Обратите внимание, что в настоящий момент возникает некоторая их комбинация. Некоторые визуальные эффекты могут запускаться из-за эмоционального ощущения. Некоторые мысленные разговоры могут вызвать какие-то эмоции и так далее. Что бы ни происходило, наблюдайте за этими тремя аспектами.

Не слишком занимайте себя отслеживанием всего, просто обратите внимание на эти аспекты, которые появляются, а затем меняются. Это «я» момента, то есть вы, в котором вы сейчас живете, так сказать. В следующий момент он будет совершенно новым и другим. И в следующий момент, и в следующий.

Вы узнаете, кем вы являетесь на самом деле, и это будет отличаться от всего, что вы себе представляли

Допустим, вы тратите пять минут на каждый из этих шагов, всего 20 минут. Затем вы можете закончить или повторить весь процесс снова. Делая это, вы учитесь распутывать чувственное восприятие себя. Постепенно, если вы будете делать это неоднократно в течение недель и месяцев, вы начнете замечать, что ощущение себя — это нечто совершенно иное, чем вы себе представляли. Оно не является твердым, неизменным или сущностью. Это, скорее, непрерывно меняющийся поток сенсорной активности. Говоря старым буддийским языком, это «не-я». Но даже это не-я — не вещь; он совершенно пустой. Он возникает из-за причин и условий.

Эта медитация — лишь один из способов реконструировать себя, и я только что дал здесь только самое основное описание. Заметить сконструированную, непостоянную природу самоощущения на самом деле не так уж и сложно. Это относительно простая задача, но она требует стойкости и чуткости.

Усилия в этом случае действительно окупаются. Чем глубже ваше личное переживание этих аспектов самоощущения, тем глубже становится ваше пробуждение. Как часто говорит Шинзен: «Распутайся и будь свободным».

Exit mobile version