Большинство медитационных ретритов построены на основе расписания, в котором указаны основные мероприятия на каждый день. В расписании, вывешенном на видных местах, указывается время для медитации, а также время пробуждения, приема пищи и проведения учений. Поскольку запланированные мероприятия проводятся регулярно в течение дня, расписание является помощником для всех участников ретрита. Оно обеспечивает поддержку для жизни в ретрите.
У каждого участника ретрита свои отношения с расписанием. Люди, впервые приехавшие на ретрит, часто удивляются, что оно занимает так много времени в течение дня. Те, кто имеет опыт проведения ретритов, часто приезжают с отношением и намерениями в отношении расписания, основанными на предыдущих ретритах. В течение ретрита отношения большинства людей с расписанием меняются. Изменение отношения к расписанию может включать в себя широкий спектр эмоций: от чувства удовлетворения и поддержки до страха и сопротивления. Эти эмоции и различные другие факторы могут повлиять на то, как много или мало человек участвует в запланированных мероприятиях.
Наше отношение к расписанию – важная часть практики ретрита и может стать полезной темой для обсуждения с учителем. Вместо того чтобы рассматривать его как произвольный или нейтральный фон для медитации, расписание является неотъемлемой частью практики ретрита. Как таковое, оно может научить нас познавать себя, помочь развить внутренние силы и стать опорой для обретения свободы.
Расписание как зеркало
Важной основой буддийской практики является понимание глубинных убеждений, желаний и реакций, которые мотивируют наше ментальное, физическое и вербальное поведение. Если их не замечать, они могут действовать в фоновом режиме, подсознательно влияя на все сферы нашей жизни. Когда же они известны, у нас есть возможность исследовать и устранить их и научиться быть с ними мудрыми. Самое главное, мы можем открыть для себя внутреннюю свободу в отношениях с ними.
Расписание ретрита может стать зеркалом для лучшего понимания себя. Наблюдение за тем, как мы выполняем расписание, может дать представление об отношении, убеждениях, мотивах и чувствах, которые могут остаться незамеченными, если мы свободны от расписания. Если мы хронически опаздываем на запланированные мероприятия, мы можем спросить себя “почему?”. Если мы регулярно ждем до последнего момента, чтобы явиться на запланированное мероприятие, почему? Если мы всегда приходим раньше, то почему? Если мы сопротивляемся расписанию, то почему?
Следующие вопросы могут помочь в самопознании:
- Каково ваше общее отношение к расписанию?
- Считаете ли вы расписание полезным?
- Испытываете ли вы энтузиазм или беспокойство по поводу соблюдения расписания?
- Вы относитесь к расписанию как к жесткому требованию или как к необязательному предложению?
- Какие эмоции и мотивы влияют на то, как вы следуете расписанию? Характеризуются ли эти эмоции и мотивации большей легкостью или напряженностью?
- Какую роль в том, как вы следуете расписанию, играют ожидания и воображаемые последствия?
- Когда вы испытываете трудности с расписанием, как эти трудности могут стать предметом для более глубокого осознания или самоанализа?
- Когда соблюдение расписания не требует усилий, чему это учит вас в отношении свободы?
Развитие сильных сторон
Важным аспектом практики ретрита является развитие наших внутренних сил и характера, чтобы они поддерживали нас на пути осознанности и свободы. То, как мы соблюдаем расписание, может повлиять на этот внутренний рост. Иногда следование расписанию может развить дисциплину, терпение и хладнокровие. В других случаях отклонение от расписания может воспитать рассудительность, уверенность в себе и самостоятельность. Иногда следование расписанию может избавить человека от необходимости выбирать, что делать. Это, в свою очередь, способствует спокойствию, уравновешенности и “отпусканию”. В других случаях именно выбор не следовать полному расписанию обеспечивает спокойствие, устойчивость и отпускание.
Инструмент свободы
Буддийская практика открывает свободу неограниченного сердца – свободу, которая проявляется в нашем отношении ко всему, с чем мы сталкиваемся внутри и вне себя. Благодаря свободе мы обретаем неизменную легкость, свободную от жадности, ненависти, беспокойства или заблуждений. Расписание ретрита может способствовать этой свободе, поддерживая непрерывность практики и само становясь тем, с чем мы учимся быть свободными.
Свобода в буддизме в первую очередь понимается в терминах того, от чего мы свободны, а не того, что мы свободны делать. Это объясняется тем, что когда внимание сосредоточено на свободе действовать в соответствии с нашими желаниями и импульсами, привязанности и принуждения, стоящие за этими желаниями, остаются без внимания. Сосредоточившись на освобождении от цепляний, мы можем увидеть корни наших привязанностей и с большей вероятностью заглянем глубже, чтобы обнаружить даже самые тонкие из них.
В качестве средства обретения свободы часто целесообразно следовать расписанию ретрита в соответствии с ним. Расписание было составлено на основе многолетнего опыта и показывает, что хорошо работает как для отдельных людей, так и для группы, практикующей вместе. Соблюдение расписания может обеспечить непрерывность практики во время всех взлетов и падений, через которые мы можем пройти во время ретрита. Это также дает возможность научиться быть свободным посреди всех взлетов и падений. Пропуская части расписания слишком легко, мы можем упустить эту возможность.
Однако иногда бывает полезно отклониться от установленного расписания. Например, иногда перерыв в расписании является лучшей поддержкой для непрерывности практики, когда он позволяет нам вернуться к ней обновленными.
Иногда продление периода сидячей или ходячей медитации сверх запланированного времени позволяет достичь более глубокого успокоения. Подстраивая расписание под себя, некоторые люди освобождаются от склонности к послушанию, стремления всегда делать “правильные” вещи или страха осуждения со стороны других, если не следуют норме.
Расписание ретрита играет важную роль в жизни сообщества всех участников ретрита. Через расписание все связаны друг с другом. Участвуя в расписании, мы поддерживаем других. Поэтому, когда мы отклоняемся от расписания, полезно подумать, как это сделать, чтобы не нарушить взаимную поддержку, на которой строится ретрит. Истинная свобода обретается не в игнорировании благополучия других, а в развитии сердца, в котором забота о других является неотъемлемой частью свободы. Расписание ретритов служит наибольшему благу для всех, кто участвует в ретрите.