Концентрация: легкий как перышко

Я недавно был в Париже и посетил музей Родена. Мне всегда нравились его работы, и некоторые из лучших экспонатов хранятся в этом великолепном отеле-музее 18-го века. В саду на высоком гранитном постаменте стояла самая известная работа французского скульптора «Мыслитель». Глядя на этот шедевр, я заметил, что Мыслителю трудно сосредоточиться на своем мышлении. Его голова покоится на огромном кулаке, как будто она слишком тяжела чтобы удержаться, и он выглядит как будто страдает запором. Его брови нахмурены, а лицо искажено маской напряженного усилия. Мне пришло в голову, что скульптура — идеальное изображение нашего культурного образа концентрации.

Представьте, что вы концентрируетесь. Сделайте лицо сосредоточенным прямо сейчас. Если вы похожи на большинство людей, вы будете хмуриться от усилий. Брови нахмурены, рот поджат, как будто вы пытаетесь поднять огромный вес. Послание здесь ясно читается на языке нашего тела: мы думаем, что концентрация — это сложно. Это требует огромных усилий. И чем больше мы прилагаем больших усилий, тем лучше будет наша концентрация.

Проблема в том, что это культурное представление о концентрации совершенно ошибочно. Сосредоточение на самом деле невероятно легкое и расслабляющее.

Концентрация и расслабление

Человеческие существа произошли от животных, и процессы внимания нашего мозга основаны на процессах наших животных-предков. Внимание необходимо, потому что мозг имеет ограниченные возможности обработки данных — невозможно сразу все заметить в деталях. Природа предоставляет внимание как способ направить ресурсы мозга на то, что сейчас важно. Обычно это какая-то угроза или выгода: мы обычно обращаем внимание на такие вещи, как еда, сексуальные возможности, дети или что-то опасное в нашем окружении.

Когда нет очевидных угроз или преимуществ, внимание может переключиться в более мягкий режим, в котором оно сужается до одного интересующего объекта. В этом состоянии тот факт, что внимание может сосредоточиться на одном объекте, сигнализирует нервной системе об отсутствии угроз. Это позволяет вниманию — которое обычно сканирует возможные угрозы и преимущества — по-прежнему сосредоточено на одном объекте. Это создает петлю обратной связи, в которой сосредоточение внимания на объекте заставляет вас расслабиться, а расслабление позволяет сосредоточить внимание на объекте. Такой тип концентрации кажется очень приятным и даже приносящим удовлетворение.

Сейчас читают:  Одно дело за раз

Легкий как перышко

Итак, секрет хорошей концентрации в том, чтобы оставаться максимально расслабленным, открытым и честным. Каждый раз, когда вы чувствуете, что напрягаетесь вообще — ваши брови напрягаются, глаза фокусируются, дыхание сокращается, ощущается давления вниз — сделайте мысленный шаг назад, откройте и просто отпустите всю эту интенсивность. Расслабьтесь и отпустите ощущение концентрации как напряжения, а вместо этого вернитесь к чувству концентрации как итерации. Концентрация как круг, который снова и снова возвращается к объекту фокусировки. Концентрация мягкая, нежная, открытая и легкая, как перышко. Кроме того, она неумолима во всех циклических процессах. Хотя она неплотная и открытая, она постоянно возвращается к объекту внимания, снова и снова.

Тяжелый, бронзовый, мускулистый, хмурый «Мыслитель» Родена не изображает такой концентрации. Вместо этого она гораздо лучше передана в стиле греческой скульптуры, известной как «архаическая улыбка». Это небольшая улыбка с закрытым ртом, которая предлагается только в уголках губ. Она использовалась в архаический период Древней Греции, чтобы предположить, что предмет был наполнен чувством благополучия, «вневременным умом и вневременным развлечением», по словам автора Джона Фаулза. Такую улыбку часто можно увидеть на статуе медитирующего Будды.

Это ощущение концентрации. Легко, приятно и открыто. Легкая как перышко.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Буду рад вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap