Эй, ты слушаешь? Почему мы не слушаем!!?

Почему мы иногда не слышим звуки и голоса вокруг нас? Жена в третий раз спрашивает мужа: «Ты вынес уже мусор?» Он настолько привязан к футболу, что до сих пор не дал ответа. Ребенок не слышит, как мать говорит, что ужин готов, потому что она полностью погружена в свою любимую видеоигру. Вы пропустили часть разговора с друзьями в кофейне, потому что были слишком заняты проверкой новых сообщений, комментариев и твитов на своем смартфоне в миллионный раз сегодня (это я могу понять). 

Что общего у этих трех сценариев? 

Наш организм пытается сбалансировать нашу сенсорную перцептивную нагрузку между зрением и слухом, и одно из этих чувств в конечном итоге терпит неудачу.

Исследователи из Соединенного Королевства впервые продемонстрировали явление, известное как невнимательная глухота. Кажется, когда мы сосредоточены на сложной визуальной задаче, мы блокируем слуховую информацию вокруг нас, не имеющую отношения к поставленной задаче. Другими словами, мы можем невольно «заглушать» звуки, концентрируясь на деятельности, которая визуально отнимает у нас много внимания и может превратить нас в плохих слушателей.

Невнимательная слепота

Теперь мы все, вероятно, слышали о чем-то, что называется «невнимательная слепота» или «слепота восприятия», и о печально известном тесте на визуальную осведомленность, который Чабри и Саймонс провели еще в 1999 году, в котором одного просят посмотреть видео и подсчитать, сколько раз баскетбольный мяч был пройден между командами. Если вы не видели, то оно было похоже на следующее видео. Проверьте его!

Тест на слепоту восприятия

В оригинальной версии этого теста, также известного как «невидимая горилла» из эксперимента Шабриса и Саймонса, мысленная задача подсчета проходов отвлекала около 50% зрителей настолько, что они не замечали, как идет горилла (или, в данном случае, медведь, идущий лунной походкой) прямо в середине экрана. Эй медведь, привет! Горилла бьется ему в грудь? ОК! Давай! (Кстати, я пропустил обоих!)

Возможно, вы также слышали об исследовании, проведенном в 2009 году, в котором отвлеченные пользователи сотовых телефонов визуально не замечали, что клоун на одноколесном велосипеде проезжает мимо них, когда они гуляют и болтают по телефону. Я имею в виду… Правильно! Как вы могли не заметить, как клоун, крутя педали, проехал мимо вас на одноколесном велосипеде!

Сейчас читают:  Медитация учит нас продуктивности

Зрительная осведомленность хорошо изучена, и существует много интересных исследований о том, как отвлекающие факторы могут отвлекать ваше зрение. Если вы хотите немного повеселиться, я перечислю еще пару видео в конце этого поста. Но пока давайте обратим наше внимание на слух и отвлекающие факторы, вызывающие снижение нашего слухового восприятия. Что это за недавно названный феномен невнимательной глухоты?

Невнимательная глухота

В мае 2011 года Макдональд и Лави провели серию экспериментов, проверяя теорию невнимательной глухоты. Они обнаружили, что испытуемые могли слышать звуковой сигнал, воспроизводимый через наушники, когда они выполняли визуальную задачу на компьютере, если задача была относительно простой, но по мере увеличения уровня сложности визуальной задачи они перестали осознавать, что звук был даже там.

Схема эксперимента была такой. На экране компьютера участникам по очереди показывали кресты на короткий промежуток времени. У креста была одна зеленая часть и одна синяя часть, и длина рук на кресте немного варьировалась. Каждого попросили указать, какая часть была синей, или оценить, какая часть длиннее. Считалось, что определение цвета было очень простой визуальной задачей с небольшой нагрузкой на восприятие. И наоборот, участники, которых попросили обнаружить небольшую разницу в длине, как сообщалось, имели более сложную задачу, требуя большего визуального внимания и, следовательно, должны выдерживать более высокую нагрузку на восприятие.

Эксперимент состоял из трех частей. В первой части, эксперимент 1, через наушники воспроизводился белый шум, и участникам было сказано, что они должны носить наушники на протяжении всего эксперимента. Исследователи заявили, что белый шум «поможет сосредоточиться, блокируя шум от людей, проходящих через испытательную комнату … [по мнению исследователей] участники, казалось, приняли эту инструкцию за чистую монету и не казались подозрительными [в отношении необходимости] блокировать звук проходящих мимо людей».

Во время последней перекрестной презентации белый шум сопровождался звуковым сигналом. Затем участников останавливали и спрашивали в конце, слышали ли они «что-нибудь другое в звуке, исходящем из наушников во время последнего испытания?» Их ответ был отмечен. Затем их попросили провести еще одно испытание, в котором им сказали не обращать внимания на крест и просто слушать звук, идущий через наушники, чтобы убедиться, что у каждого человека достаточно хорошего слуха, чтобы уловить звук. Если они не слышали этого, когда активно слушали, их исключали из исследования и заменяли.

Сейчас читают:  Концентрация: итеративный подход к сосредоточению ума

По результатам эксперимента 1 Макдональд и Лави пришли к выводу, что их гипотеза на самом деле верна. Иногда, когда была представлена ​​более высокая зрительная нагрузка (определение длины частей креста), участники реже слышали не связанный с задачей тон, звучащий в своих наушниках.

Однако они хотели еще больше доказать свою точку зрения, поэтому провели второй эксперимент без белого шума. Они думали, что, возможно, присутствие белого шума могло заставить испытуемых активно игнорировать весь шум в течение всего эксперимента. Убрав белый шум из наушников, присутствие звука (по сравнению с естественной тишиной) должно быть легче обнаружено и, следовательно, более заметным. Они обнаружили, что, опять же, когда перед участниками стояла более серьезная визуальная задача по обнаружению тонкой разницы в длине частей на кресте, они с гораздо меньшей вероятностью заметили звуковой сигнал, воспроизводимый через наушники, даже в отсутствие всех остальных звуков. Итак, опять же, если задача требует большой визуальной концентрации и внимания, это может вызвать снижение слуховой осведомленности. Теперь вы думаете, что они остановятся на этом?!

В эксперименте 3 они стремились исключить возможность того, что те, кто находился в группе с низкой перцепционной нагрузкой, были немного отстраненными во время эксперимента, а те, кто находился в группе с высокой перцептивной нагрузкой, возможно, были немного более мотивированными, заинтересованными и внимательными из-за характера их работы. Таким образом, они сделали это задание различения только по длине, когда каждого человека ничего не спрашивали о цвете, а только о том, какая часть креста длиннее. Иногда разница в длине частей креста была совершенно очевидной, иногда — едва различимой. Они также увеличили количество представленных исследований. Макдональд и Лави обнаружили, что люди с более высокой перцепционной нагрузкой (отвлеченные определением более тонкой разницы в длине частей) слышали звук реже, чем те, у кого была более легкая визуальная задача, заключающаяся в более очевидной разнице в длине поперечных частей. Их результаты были «не такими надежными», но они все еще были там.

«Необходимо провести дополнительные исследования невнимательной глухоты, чтобы по-настоящему увидеть, как она влияет на нашу повседневную жизнь. Макдональд и Лави обеспокоены непреднамеренной глухотой и вождением автомобиля, заявляя, что люди «с меньшей вероятностью заметили звуковой сигнал тревоги при выполнении компьютерной задачи с высокой визуальной нагрузкой, [тогда] звук автомобильного гудка во время выполнения задания визуально загруженного рекламного щита также может стать проблемой. Безопасность на дорогах, безусловно, вызывает беспокойство».

Возможно, еще одной интересной модификацией исследования будет замена звука, звучащего в наушниках, голосом человека, произносящего слово. Может быть, это странное слово, которое вы точно не услышите в лаборатории, например, «зебра» или «хэллоуин». Будет ли участник полностью не осознавать человеческую речь, как если бы она была тональной, когда он будет выполнять визуальную задачу?

Сейчас читают:  Учимся слушать

Изучив эту тему, я знаю, что буду проявлять больше терпения, когда поймаю кого-то, кто меня не слушает. Возможно, это было не намеренно. А также я обязуюсь отложить смартфон и по-настоящему «пообщаться» с человеком, сидящим прямо напротив меня за столом, в следующий раз, когда я пойду на кофе. В конце концов, они заслуживают моего пристального внимания. Мои электронные письма, сообщения и твиты могут подождать. Если, конечно, я не увижу идущего по Луне медведя, тогда все ставки сняты, извините, ребята, я должен написать это в Твиттере.

Дополнительные тесты вашего зрительного восприятия

Уловка с картой смены цвета (Ричард Вайзман / Quirkology):

Проверьте свою осведомленность: Whodunnit? (автор: dothetest.co.uk):

Кроме того, проверьте забавную книгу: Шабри К., Саймонс Д. Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция. – 2011.

Рекомендации

  • Hyman Jr I. E. et al. Did you see the unicycling clown? Inattentional blindness while walking and talking on a cell phone //Applied Cognitive Psychology. – 2010. – Т. 24. – №. 5. – С. 597-607.
  • Chabris C., Simons D. The invisible gorilla: How our intuitions deceive us (Reprint ed.) //New York, NY: Harmony. – 2011.
  • Macdonald J. S. P, & Lavie, N.(2011). Visual perceptual load induces inattentional deafness. Attention //Perception, & Psychophysics. – Т. 73. – С. 1780-1789.
0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Буду рад вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap