Реконструируй себя с помощью медитации осознанности

Помню, когда я был подростком, я чувствовал, что шутка Монти Пайтона «У меня болит мозг» говорила обо мне. Мне было ясно, что моей самой большой проблемой в жизни был мой собственный ум. Я был очень взволнован, иногда у меня возникали приступы парализующей тревоги. 

Вы когда-нибудь так боялись, что не можете двинуться с места? 

Но больше всего мой разум был заполнен негативными разговорами с самим собой. Это было похоже на то, что в моем мозгу есть человек, который ненавидит меня, критикует, насмехается и нападает на меня почти постоянно. К восемнадцати годам я услышал о медитации и почувствовал некоторую надежду, что она поможет мне справиться с неприятной ситуацией внутри моей головы. Как только я попробовал медитировать, я почувствовал некоторое облегчение, и с этого момента меня зацепило. Постепенно (за прошедшие с тех пор годы) это негативное, деструктивное ментальное «я» растворилось, показав себя воображаемым (хотя и болезненным) творением и я отпустил его. Постепенно на смену ему пришли открытость, свобода и ясность.

Как мы видели в Части 1 , медитацию можно описать как своего рода реконструкцию, а то, что мы реконструируем — это чувственный опыт. Но есть одно сенсорное переживание, которое категорически отличается от всех других сенсорных переживаний: переживание бытия «мной». Чувство себя человеком — эго. Реконструкция чувственного переживания эго — одна из самых мощных и значимых вещей, которые может сделать человек.

В качестве мысленного эксперимента спросите себя, откуда вы знаете, что вы существуете.

Чем глубже вы вникаете в это, тем больше понимаете, что ответ в том, что у вас есть чувственный опыт жизни.

Рене Декарт сказал, что он знал, что он жив, потому что он думал, а мышление переживается как чувственное событие, такое как звук разговора в вашей голове или образы в мысленном взоре. Итак, он был прав — вы можете знать, что существуете, потому что вы осознаете чувственный опыт мышления, — но он также упустил важный компонент бытия: чувства . Вы также знаете, что существуете, потому что испытываете ощущения в своем теле. Это могут быть простые телесные ощущения (дыхание легких, ветер на коже, урчание кишечника) или эмоциональные телесные ощущения (прилив гнева, бешеное сердце страха, приподнятое лицо радости).

Сейчас читают:  Исследование мозга проливает свет на то, как осознанность уменьшает страдания, связанные с болью

Это чувственные ощущение тела — гораздо более древние и первичные ощущения жизни. Словесное мышление, вероятно, эволюционировало у людей за последние 50 000 лет, так что это очень недавний и относительно поверхностный уровень существования. Мышление картинками (в разной степени), вероятно, встречается у большинства животных, у которых есть глаза, а это означает, что это гораздо более старый и несколько более глубокий уровень ощущения жизни. Но ничто не может сравниться с телесными ощущениями с точки зрения эволюционного возраста или глубины опыта. 

Вероятно, у всех животных и, возможно, даже у бактерий и других микроорганизмов есть хотя бы некоторые рудиментарные телесные ощущения. (Конечно, они не осознают эти ощущения, но это уже другая история. Таким образом, ощущения собственного тела — это один из самых глубоких и мощных способов познания того, что вы существуете. Если бы у вас не было всех этих ощущений (мыслей и чувств, а также внешнего зрения, звука, вкуса, запаха и прикосновения)), у вас не было бы никакого способа узнать, что вы живы. Вы могли бы прожить миллиард лет и никогда не узнать этого, потому что не было бы возможности испытать свое существование. Суть жизни в вашем собственном чувственном опыте.

Чувство быть мной

Есть особая разновидность сенсорного опыта, которая имеет большее отношение к человеческому опыту, чем остальные. Это чувственное переживание быть «собой», быть эго. Этот сенсорный опыт сосредоточен на референциальном мышлении и чувствах. Повествовательный голос в вашей голове, образы в вашем воображении и эмоции, которые вы испытываете сейчас, составляют почти всё это. Иногда возникают другие ощущения, такие как воспоминания о запахах и так далее, но они относительно редки по сравнению с большой тройкой (мысленный разговор, мысленные образы и эмоции).

Сейчас читают:  О медитации

Понимание эго как чувственного опыта чрезвычайно полезно, потому что позволяет нам справиться с ним. Мы можем реконструировать сенсорный опыт эго так же, как мы можем реконструировать любой другой сенсорный опыт. И все же, поскольку опыт «быть собой» отличается от других переживаний, результаты не такие же. Когда вы реконструируете переживание эго, вы реконструируете свое самоощущение.

Эго — классная штука

Многие люди понимают, что цель медитации заключается в том, чтобы каким-то образом уничтожить или победить эго. Часто можно услышать, как учителя медитации или духовные консультанты демонизируют эго как источник всех наших проблем. В основном — эго это сатана буддизма. Это недоразумение. У людей появилось эго по очень веским причинам, а эго — могущественная и полезная вещь в жизни. Отсутствие эго вообще было бы патологией для взрослого человека. У вас не было бы возможности успешно ориентироваться в жизни, делать что-нибудь полезное или помогать кому-либо каким-либо образом. Было бы трагедией уничтожить свое эго.

К счастью, это не то, что мы пытаемся делать в медитации. Скорее, цель состоит в том, чтобы суметь увидеть (действительное значение слова Випассана) иллюзию того, что эго действительно является тем, кем вы являетесь, и вместо этого засвидетельствовать это как еще один вид чувственного опыта.

Если есть что-то, от чего мы пытаемся избавиться (и я бы использовал другой термин), так это чувство отождествления с эго. Эго — это «я». Возможно иметь высокоэффективное эго в идеальном рабочем состоянии и одновременно понимать на очень глубоком уровне, что это не то, кем вы являетесь. Это осознание — опыт, изменяющий жизнь; тот, который продолжает углубляться и обогащаться по мере продолжения жизни. Именно здесь кроется не только облегчение душевных страданий, но и ясность, открытость и свобода действительно начинают входить в картину вашего мировоззрения.

Сейчас читают:  Концентрация и тишина

Просвещение

Это эмпирическое понимание — ваше эго не является тем, кем вы являетесь — оно является началом того, что называется просветлением. Если вы религиозны и стремитесь познать Бога, то это место для начала. Если вы буддист и стремитесь познать Пустоту, то это место для начала. Если вы научный материалист и стремитесь получить осмысленный жизненный опыт, то это место для начала. Реконструкция чувства «я» на составляющие его сенсорные переживания разрушит иллюзию того, что вы являетесь эго, и позволит вам совершить прорыв к чему-то гораздо более глубокому, реальному и значимому. Возможно, это самый значимый опыт из возможных.

Мы рассмотрим, как это сделать на самом деле, в третьей части.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Буду рад вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap