Состояния транс-ума широко описаны в древней Индии и рассматриваются как характерный аспект духовно развитого состояния.
Махабхарата
В одном из древнейших индийских текстов медитация Махабхрата (13.294.16) описывается следующим образом:
“Он не слышит … обоняет … пробует на вкус … видит … или испытывает прикосновения … его ум перестает воображать … Он ничего не хочет, и, как бревно, он не думает” …
цитата из Feuerstein, 2006. (p97).
Упанишады
Упанишады на несколько тысяч лет моложе Махабхараты. Маскаро, выдающийся переводчик индийских духовных текстов, обобщает идеи Упанишад о медитации и сознании следующим образом:
“В бесконечной борьбе человека за знание этого мира и вселенной вокруг него, а также за знание ума, который позволяет ему думать, он приходит к тому простому факту, что жизнь выше мысли: когда он видит плод, он может думать о фрукты, но в конце концов он должен съесть его, если он хочет узнать его вкус: удовольствие и питание, которые он может получить от употребления фруктов, не является актом мысли”.
(Маскаро, 1965, с. 1–47).
Авторитетные переводы Маскаро Упанишад дополнительно иллюстрируют эти моменты. В Кена Упанишаде говорится:
“Он (Бог) приходит к мысли о тех, кто знает его за пределами мысли, а не о тех, кто воображает, что его можно достичь мыслью: он неизвестен ученым и известен простым”.
(с. 51)
Кроме того, в Каушитаки Упанишаде говорится:
«Мы не думаем, что должны знать: мы просто должны знать».
(с. 105)
И в катха-упанишаде:
“Когда пять чувств и ум неподвижны, а сам разум пребывает в безмолвии, тогда начинается высший путь. Эта спокойная уравновешенность чувств называется йогой. Тогда нужно стать бдительным, потому что йога приходит и уходит”.
(с. 55)
Патанджали
Один из самых известных йогических трактатов – это Йога Афоризмы Патанджали . Патанджали был врачом, который пытался синтезировать множество разрозненных текстов по йогической дисциплине (таких как Хатайогапрадипика, упомянутое выше) в едином последовательном практическом руководстве для тех, кто стремится испытать более высокое сознание и самореализацию, утверждается:
“Зная о безмолвных пустотных моментах, пронизывающих пустоту между мыслями, можно разглядеть и расширить навык подчинения мысли, который ведет к трансформации”.
(Messenger, C).
Gyaneshwara
Известный святой-подросток из Махараштры, Гьянешавара (1275–1296) описал подъем энергии кундалини в своем комментарии к Бхагавад-гите, называемой Гьянешавари, пробуждение этой энергии связано с уникальным состоянием сознания, которое включает в себя переживание Ментальной тишины:
«… воображение стихает, активность становится спокойной, а функции тела и разума становятся неподвижными…»
(Noyce, 2006)
Zen
Древняя японская традиция риндзай-дзен также включает в себя идею не-мысли – элегантно и классно описанную в Коане с вопросом:
«Каков звук хлопка одной рукой?»
(Хоффман, 1975)
Ответ, конечно, в том, что нет звука, и аналогично, состояние медитации не включает умственную деятельность. Цель такого рода загадки состоит в том, чтобы побудить ум осознать бесполезность рационального мышления, вызывая, таким образом, внезапный скачок сознания к состоянию транс-ума, которое в дзэнской традиции называют сатори (Littleton, 1996).
Буддизм
В буддийской традиции «Пробуждение веры» в школе махаяны описывалось несколько этапов практики буддийской веры, последний из которых – «этап предотвращения пустых мыслей».
В медитативной позе стремящемуся дают указание, что:
«Все виды идей, как только они придут, должны быть отброшены, даже идея их изгнания также должна быть отброшена».
(Ричард, 1907)
Христианская мистика
Важно отметить, что опыт «бездумного осознания» и его связь с высшими состояниями сознания не являются исключительными для Востока (хотя в этой культуре он описывается более систематически, чем в любой другой). Есть отдельные описания на протяжении всей религиозной истории Запада. Например, в анонимном христианском мистическом тексте «Облако незнания» автор поощряет развитие глубокого, интроспективного понимания Бога, которое доступно в не-мыслящем состоянии, «уничтожить любые мысли под облаком забвения» ( Уолш, 1981).
Святой Иоанн Креста описал это состояние как «тихую музыку» и «звук одиночества» (Herrera, 2004), в то время как поэт Вордсворт (1849) предложил его в своей оде «Подсказки бессмертия из воспоминаний раннего детства», которая представляет собой медитацию на Возможности и ограничения сознания:
«Наши шумные годы кажутся моментами существования вечной Тишины».