Когда человек идет, он знает, что идет;
Когда стоит, знает, что стоит;
Когда сидит, знает, что сидит;
Когда лежит, знает, что лежит.
- Будда
Осознание позы – особенно полезная часть буддийского пути к освобождению. Мы можем научиться выходить из поз, которые нас подрывают, и переходить в позы, которые помогают нам чувствовать себя более сильными и свободными. Сначала это можно делать намеренно. По мере укрепления осознанности и внутренней свободы умелые позы становятся не столько тем, что мы принимаем, сколько тем, что возникает само собой, благодаря силе нашей свободы.
“Осознанные позы” – это важная основа для медитации. Наши способности к стабильности, уверенности и устойчивости могут быть более доступными, если мы принимаем позы, которые дают этим качествам возможность проявиться. Осознанные позы усиливают осознание нашего тела, привнося в наше осознание большее чувство воплощения или “телесности”. Кроме того, они помогают избежать ненужного дискомфорта во время медитации.
Внимание к позе особенно полезно во время медитационных ретритов, где мы можем оставаться в определенной позе дольше, чем обычно в повседневной жизни.
Во время медитации мы можем обратить внимание на свою осанку тремя основными способами. Во-первых, мы можем использовать внимание к позе как окно к глубокому знанию нашей внутренней жизни – наших эмоций, установок и намерений. Во-вторых, мы можем принимать позы, которые приносят физические и психологические преимущества, способствующие практике медитации. В-третьих, мы можем найти позы, которые позволяют избежать ненужного физического дискомфорта. Это может позволить нам медитировать в течение более длительных периодов времени без необходимости работать с болью.
Самопонимание через позу
Двадцать четыре часа в сутки на протяжении всей нашей жизни мы принимаем определенные позы, иногда осознанно, чаще всего бессознательно. Поскольку поза часто выражает отношение и эмоции, которые мы испытываем, внимание к ней может помочь лучше осознать наши основные установки, настроения и чувства. Например, такие эмоции, как страх, гнев и сопротивление, выражаются в осанке совсем иначе, чем счастье, уверенность и решительность. При одних установках тело втягивается, разрушается или затягивается. При других оно раскрывается, расширяется и расслабляется.
Во время медитации тонкие изменения в позе могут быть связаны с психологическим состоянием. Напряженные подходы к медитации приводят к тому, что тело удерживается в напряженном состоянии. Сопротивление может ощущаться как оттягивание назад. Ожидание и предвкушение могут сопровождаться легким наклоном вперед. Самодовольство медитацией может проявляться в замирании в позе. Спокойный энтузиазм к практике может проявляться в расслабленной, внимательной позе. Удовлетворенность и счастье могут проявляться в ощущении легкости и подъема.
При регулярной практике медитации мы можем все больше узнавать о тонких изменениях в позе медитации и о том, как эти изменения выражают наши чувства. Это особенно заметно, когда мы впервые садимся медитировать. Мы можем наклоняться, поворачиваться или сутулиться больше, чем обычно. Наше настроение, отношение и ощущение жизненной силы могут отражаться в том, насколько прямо мы сидим, насколько открыта грудная клетка, как и где тело напряжено, какие мышцы не расслабляются и какие части тела чувствуют себя энергичными.
Поза как поддержка практики
Поза для медитации может обеспечить гораздо больше преимуществ, чем просто физический комфорт во время медитации. Можно принимать позы, которые способствуют развитию осознанности, концентрации и других полезных психологических состояний. Благодаря вниманию к позе наше тело может участвовать в практике медитации, что делает медитацию чем-то большим, чем просто умственная деятельность.
И внимательность, и сосредоточенность поддерживаются вниманием, необходимым для принятия намеренной позы, то есть вертикальной позы, для поддержания которой требуется постоянное внимание. В идеале такая поза должна также обеспечивать прочную, устойчивую опору на пол, подушку или стул. Со временем намерение принять такую позу становится второй натурой и, кажется, не требует усилий.
Между нашим телом и психическим состоянием существует взаимная связь. На нас влияет настроение или отношение, которое выражает наша поза. Если мы сутулимся, когда нам грустно, то сутулость может усиливать грусть. Если же вместо этого мы принимаем вертикальную, сильную, устойчивую позу, то мы не только меньше склонны теряться в грусти, но и можем удерживать грусть с помощью сильного, устойчивого осознания. Когда тревога проявляется в стеснении в груди, если сесть прямо, широко расправив грудь и отведя плечи назад, мы с меньшей вероятностью окажемся под влиянием тревоги. Более того, мы можем набраться смелости и встретиться с ним лицом к лицу.
Традиционное наставление – медитировать с позой, выражающей достоинство. Даже если мы этого не чувствуем, нам может быть полезно сидеть в позе, которая выражает достоинство всем телом, с вертикальным сбалансированным торсом и расслабленным лицом, животом и руками. Забытые или похороненные чувства достоинства могут получить шанс выйти на поверхность. Статуи медитирующего Будды служат примером позы, которая выражает спокойное достоинство, возможно, даже мягкую царственность. Это может быть моделью для позы расслабленной уверенности, мягкой силы и не спутанного осознания.
На медитационных ретритах может быть очень полезно принимать позу спокойного достоинства в течение всего дня. Делая это сидя, стоя, при ходьбе и лежа, мы противодействуем влиянию изнуряющих установок. Мы с большей вероятностью обратимся к нашим резервуарам уверенности.
Смягчение дискомфорта
Чтобы избежать ненужного дискомфорта во время медитации, важно найти позу, которая подходит лично вам. Ни одна конкретная поза не подходит всем. И ни одна поза не будет оставаться правильной в течение долгого времени. По этой причине полезно знать несколько вариантов поз и научиться приспосабливаться к ним по мере необходимости. Овладение навыками медитации в различных позах дает нам большую гибкость и адаптивность в медитации. Это облегчает чередование поз во время медитационных ретритов.
Хорошо, если обучение медитации в различных позах будут проводить разные люди, каждый из которых может знать различные аспекты медитационной позы. Поскольку в медитационной позе очень много физических деталей, даже те, кто давно медитирует и имеет удобную позу, часто могут извлечь пользу, услышав наставления по позе.
Иногда полезно, чтобы другой человек посмотрел на вашу позу для медитации. Этот человек может увидеть те аспекты вашей позы, которые вы не можете увидеть или почувствовать сами. Он может указать, где ваша поза нарушает баланс. Некоторым людям кажется, что во время медитации они сидят совершенно прямо, хотя их туловище наклонено или голова наклонена. Любой наклон или наклоны со временем вызывают напряжение.
Хотя чувствовать себя комфортно во время медитации полезно, важно избегать использования физического комфорта в качестве единственного руководства по позе во время медитации. Это связано с тем, что удобство, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, может закрепить вредные привычки осанки. Это также может помешать укреплению мышц, которые поддерживают хорошую осанку. Кроме того, иногда дискомфорт может сигнализировать о снятии мышечного напряжения, поэтому избегание такого дискомфорта может помешать дальнейшему снятию напряжения и расслаблению. Это означает, что иногда полезно продолжать сидеть и практиковать с дискомфортом, а не избегать его. В других случаях целесообразно изменить позу лишь настолько, чтобы дискомфорт стал управляемым и стал хорошим объектом для внимательности.
Важно уделять пристальное внимание физическому дискомфорту, возникающему во время медитации. Это может дать подсказку о том, как можно улучшить конкретную позу тонкими способами. Это также может помочь нам понять, может ли дискомфорт привести к травме. Хотя травмы от медитации случаются редко, они все же бывают, особенно когда медитирующие заставляют себя сидеть, не обращая внимания на боль. Как правило, боль, потенциально опасная для здоровья, ощущается иначе, чем боль, не причиняющая вреда. С болью связан тонкий сигнал “опасности”. Если боль сопровождается ощущением возможной травмы, необходимо двигаться. А если неясно, вредно ли терпеть физическую боль, лучше всего изменить позу, чтобы облегчить боль. Один из явных признаков того, что поза медитации вредна, – если физическая боль, связанная с медитацией, продолжается более 5 минут после того, как вы встали с сеанса медитации. ]
В заключение следует отметить, что регулярная практика медитации – это способ выработать позу медитации, которая приносит постоянную пользу. Медленно, незаметно, тело освоится, разовьет мышцы и снимет напряжение. Так же медленно мы можем развить осознание тела, которое поддерживает хорошую позу. Иногда тело, принявшее вертикальную, достойную позу для медитации, называют “йогическим телом” – это форма позы, которая может принести такие преимущества, как интеграция, когда все тело ощущается гармоничным, мирным, наполненным энергией целым.