Ошибка многозадачности

Вы работаете над документом, а детям нужен обед. В одной комнате играет музыка, в другой – телевизор. Вы не хотите пропустить вечерний выпуск «Футурамы», так что вы смотрите его, когда набираете свои заметки, время от времени вставая, чтобы помешать макароны. Возможно, вы проверяете свою электронную почту, следите за своими лентами в Facebook и Twitter, а также играете в Candy Crush. Без проблем. Эй, вы современный человек, способный посмеяться над узкой настойчивостью в целеустремленном внимании, которая держала наших предков ограниченными. И ты думаешь, что неплохо удерживаешь все эти шары в воздухе сразу.

Однако факт в том, что это не так. Вы на самом деле плохо справляетесь с многозадачностью и просто не знаете об этом. Стэнфордские профессора Клиффорд Насс и Энтони Вагнер провели в 2009 году исследование[1], целью которого было показать, насколько люди, которые хорошо справляются с многозадачностью, отличаются от людей, которые сосредотачиваются на одном деле единовременно (низкая многозадачность). По словам Нэсса, суть успешной многозадачности – это способность сосредоточиться на том, что важно, и игнорировать то, что не имеет отношения к делу. Результаты были неожиданными:

“Мы были в шоке. Мы все проиграли. Оказывается, многозадачность ужасна во всех аспектах. Люди ужасно игнорируют не относящуюся к делу информацию; они ужасно умеют держать информацию в своей голове красиво и аккуратно организованной; и они ужасно переключаются с одной задачи на другую.

… Мы обеспокоены, потому что, если подумать, если, с одной стороны, многозадачность растет не только со временем, но и у детей младшего и младшего возраста, мы наблюдаем высокий уровень многозадачности, если это формирует их фундаментальные способности – подумайте об этом: игнорирование неактуальной информации – это кажется чертовски важным! Держать память в голове красиво и аккуратно организованной – это должно быть хорошо. И возможность переходить от одного дела к другому? Боже, если ты плохо справляешься со всем этим, жизнь выглядит довольно сложной.

Фактически, мы начинаем видеть некоторые эффекты более высокого уровня [многозадачности]. Например, недавняя работа, которую мы проделали, предполагает, что мы хуже справляемся с аналитическими рассуждениями, что, конечно, чрезвычайно ценно для школы, для жизни и т.д. с другой стороны, существенная некомпетентность или неудача”. 

Казалось бы, если бы люди плохо справлялись с несколькими задачами, они бы остановились. Однако, когда мы говорим с людьми, занимающимися несколькими задачами, они, кажется, думают, что у них это хорошо получается, и кажутся совершенно равнодушными и вполне способными делать все больше и больше и больше. Мы беспокоимся об этом, потому что по мере того, как люди становятся все более и более многозадачными, поскольку все больше и больше людей – не только маленьких детей, которых мы видим очень часто, но даже на рабочем месте, когда людей заставляют выполнять несколько задач одновременно, мы беспокоимся о том, что это может создавать людей, которые не могут хорошо и ясно мыслить.

Таким образом, многозадачники не только плохо справлялись с несколькими задачами, но и были убеждены, что у них это хорошо получается. И их способность выполнять основные когнитивные функции, такие как сосредоточение внимания, сохранение организованной памяти и аналитическое мышление, была плохой”.

Представьте, что через двадцать лет вас судят за убийство, которого вы не совершали (или, может быть, вы  переписывались во время вождения). Когда вы сидите перед жюри из своих сверстников, вы не можете не заметить, что большинство из них смотрят фильмы Netflix на своих смартфонах. Судья не принимает во внимание одно из возражений вашего адвоката, потому что она пишет своему любовнику, но вашему адвокату все равно, потому что он тот, кому она пишет. Ваша единственная надежда состоит в том, что полиция в двери смотрит порно видео на свои smartwatches и не заметит, когда вы выскользнули.

Рабочая память ограничена

Будущее многозадачности – это крах. Способность концентрировать внимание на одной задаче за раз важна для человеческого познания на высоком уровне. Концентрация внимания также является одним из нескольких основных навыков, которые тренирует медитация (другие – это невозмутимость и сенсорная ясность). Каждый раз, когда вы возвращаете рассеянное внимание к текущей задаче, вы наращиваете силу внимания. И каждый раз, когда вы позволяете себе отвлекаться на поток ненужных вещей, вы создаете то, что я называю вашей отвлекаемостью.

В вашем мозгу не так много оперативной памяти, которая называется рабочей памятью. Когда все ваше внимание сосредоточено на одной задаче, большая часть или вся рабочая память поглощается этой задачей. Вы можете, так сказать, подать на стол все доступные нейроны. Однако, когда вы отвлекаетесь, на текущую работу остается меньше внимания. Вы приносите на стол гораздо меньше нейронов. В итоге вы упали: фактически потеряли баллы IQ в смысле интеллекта, доступного для работы. Как говорит Насс в интервью:

“Теперь, если они прирожденные многозадачности, мы можем сказать им: «Вы знаете, вы не должны работать одновременно в нескольких задачах, потому что у вас это не получится». Но если их сделают многозадачными, а мы живем в мире, где многозадачность навязывается все большему количеству людей, мы могли бы существенно подорвать мыслительные способности нашего общества. …

И, честно говоря, мы наблюдаем это по всему миру, от наименее развитых до наиболее развитых стран. Многозадачность – одна из самых доминирующих тенденций в использовании средств массовой информации, поэтому мы могли бы существенно приглушить мир.

Это ужасающая мысль.

Это очень страшно. И это одна из причин, почему мы так взволнованы этим исследованием и почему так много других людей так взволнованы.

Люди никогда не удосужились взглянуть на то, что мы называем хронической многозадачностью. Что бы они сделали, так это заставили бы людей сделать сразу пять дел и сказать: «Ха-ха! Они не так хороши, как если бы они делали что-то одно за раз ». Думаю, это большой шок. Мы решили задать вопрос: что происходит, если вы делаете это все время, даже если вы не выполняете одновременно несколько задач? Итак, если мы возьмем многозадачность и скажем: «А теперь просто сосредоточьтесь на этом», смогут ли они? Как профессор и преподаватель, мы много думаем о том, как учить детей, которые не могут обращать внимание, отвлекаются на ненужные вещи или плохо организовывают свою память? Это страшная мысль.

Фактически, вы уже слышите, как профессора и другие люди говорят об изменениях в манере письма детей, так что вместо того, чтобы писать эссе, они пишут абзацами, потому что происходит следующее: они пишут абзац и говорят: «О, А теперь я посмотрю на Facebook». Или они пишут абзац и говорят: «О, шанс поиграть в покер», или делать что-то еще, что они хотят, или делать все это сразу.

Таким образом, мы видим не столько воплощение большой идеи, сколько небольшие всплески и отрывки. И мы видим, что в средствах массовой информации, в фильмах, на веб-сайтах существует идея: просто сделай немного, и тогда ты сможешь убежать.

Мы были в Массачусетском технологическом институте, брали интервью у студентов и профессоров. И профессора, по большому счету, жаловались, что их ученики потеряли концентрацию, потому что они сидели на своих ноутбуках во время занятий, а дети просто все настаивали на том, что они действительно могут управлять всеми этими средствами массовой информации и при этом уделять внимание тому, что является важным в процессе обучения. Вам это кажется знакомым?

Это очень знакомо. … И правда в том, что практически все люди, занимающиеся несколькими задачами, думают, что они великолепны в выполнении нескольких задач. И здесь есть одна из самых больших новинок и одно из самых больших открытий, знаете что? Ты действительно плохо разбираешься в этом. И хотя я в университете и говорю это своим студентам, они говорят: «О, да, да. Но не я! Я могу с этим справиться. Я могу управлять всем этим», что, конечно, является нормальным человеческим порывом. Так что на самом деле это очень страшно. …

Итак, кто эти дети, которых вы выбрали [для своего исследования], чтобы они пришли сюда сегодня?

Мы выбрали ребят из Стэнфорда, которые многозадачны. Итак, в студенческом городке большинство детей делают две вещи одновременно, может быть, три дела одновременно. Это дети, которые делают пять, шесть или больше дел одновременно, все время.

Сейчас читают:  Осознанность к телу

Таким образом, это дети, которые пишут текстовые сообщения, разговаривая с людьми, работая над своими документами и болтая во время нескольких сеансов. Это дети, которые играют в несколько игр на своем экране, пока они работают в Facebook, пока они разговаривают, и делают все эти другие вещи. Итак, это ребята-экстремалы, ребята, которые находятся на очень-очень высоком уровне. …

И эти дети думают, что у них это хорошо получается?

Да. Кажется, все они думают, что у них это действительно хорошо получается. На самом деле, ирония заключается в том, что мы говорим с людьми, которые постоянно работают одновременно с несколькими задачами, с теми, кто этого не делает – даже несмотря на то, что наши исследования показывают, что те, кто этого не делает, на самом деле лучше справляются с этим. А те, кто делает это все время и уверены, что у них это хорошо получается, действительно плохо. Так что это реальный вопрос: что происходит?

Я знаю по себе, что я стал много-много работать одновременно с несколькими задачами. И это не значит, что я обязательно считаю, что у меня это хорошо получается, но … я чувствую, что могу функционировать в мире, в котором мне приходится выполнять несколько задач одновременно. Но недавно я был проанализирован специалистом по задачам. … Она наблюдала за мной целый день, и сказала, что в конце дня я не потратил больше трех минут на одно задание, и это действительно меня охладило.

Это должно быть пугающе. Наш мозг на самом деле не создан для этого. Мы развивались в мире, в котором [было] очень мало вещей, на которые можно было бы смотреть одновременно, или, точнее, очень мало вещей, которые не были связаны между собой. Так что, если вы охотились на животное, да, вы могли бы посмотреть на множество вещей, но все они были об охоте на это животное. Теперь мы видим, что люди пытаются использовать информацию совершенно несвязанным образом. И ваш мозг или чей-либо мозг устроен не так.

Так что же теряется?

Некоторые вещи, которые, как мы знаем, теряются, это, во-первых, что каждый раз, когда вы переключаетесь с одной задачи на другую, есть что-то, называемое «стоимостью переключения задач». Представьте, что я должен отключить эту часть мозга. и включите эту часть мозга. И это не бесплатно; это требует времени. Итак, вы теряете время.

Вторая вещь, которую вы теряете, – это когда вы смотрите на несвязанные вещи, наш мозг устроен так, чтобы связывать вещи, поэтому нам приходится очень, очень много работать, когда мы переходим от одного к другому, говоря: «Нет, не то же самое! Не то же самое! Прекрати! Прекрати! » Вот почему люди, которые не занимаются несколькими задачами, как я, часто сталкиваются с тем, что мы печатаем, а кто-то подходит и начинает говорить с вами – у вас, вероятно, было такое – вы начинаете печатать их слова и спрашиваете: «А, что случилось?” И это потому, что ваш мозг любит смешивать. Итак, мы тратим много времени, пытаясь победить этот объединяющий мозг, который у нас есть. …

В конце концов, похоже, что это влияет на такие вещи, как способность запоминать в долгосрочной перспективе, способность обрабатывать аналитические рассуждения, способность правильно переключаться и т. Д., Если эти вещи, опять же, являются… обученными, а не врожденными. Если это врожденное, то мы теряем способность делать многие вещи, которые мы делаем. Мы делаем вещи намного хуже и менее эффективно по времени. Так что на самом деле это стоит нам времени.

Одно из самых больших заблуждений, которое мы слышим от студентов: «Я делаю пять дел одновременно, потому что у меня нет времени делать их по одному». И это оказалось ложью. Другими словами, они действительно были бы быстрее, если бы они делали одно, потом следующее, затем следующее. Это может быть не так весело, но они будут более эффективными.

Вы в этом уверены?

Да. Есть много-много доказательств. И это просто не наша работа. Демонстрация того, что когда вы просите людей сделать две вещи одновременно, они менее эффективны, демонстрировалась снова и снова. Никто об этом не говорит – я не знаю почему – но на самом деле нет никаких противоречащих этому доказательств за последние 15-20 лет. Все [так] просто, как небольшая лента внизу новостной передачи, небольшой текст, исследования показали, что это отвлекает людей. Они оба помнят меньше. Исследования, в которых просят людей прочитать что-то и в то же время что-то послушать, демонстрируют эти эффекты. Так что в каком-то смысле нет ничего удивительного. Есть отрицание, но нет ничего удивительного.

Сюрприз здесь заключается в том, что то, что происходит, когда вы постоянно выполняете многозадачность, вы все время выполняете одновременно несколько задач, а затем вы не выполняете одновременно несколько задач, мы обнаружили, что люди не выключают переключатель многозадачности в своем [мозгу] – мы думаем в мозгу есть переключатель; мы не знаем наверняка – правило гласит: «Прекратите использовать то, что я делаю с помощью многозадачности. Сосредоточьтесь. Будьте организованным. Не переключайтесь. Не тратьте энергию на переключение». И похоже, что это не отключается у людей, которые все время работают в многозадачном режиме.

Так вы предполагаете, что, постоянно выполняя многозадачность, мы на самом деле меняем наш мозг и ухудшаем его способность сосредотачиваться на чем-то одном?

Есть хороший шанс. Мы не знаем наверняка, потому что также может быть, что люди рождены для многозадачности. То есть они рождаются с желанием делать все это, и от этого им становится только хуже. Но есть хотя бы повод для беспокойства и верить в это.

Еще одно беспокойство заключается в том, что мы видим, что многозадачность становится все моложе, моложе и моложе. Итак, в прекрасном исследовании кто-то показал, что, когда младенцы кормили грудью и был включен телевизор, младенцы много смотрели телевизор. Теперь, если мы подумаем об этом, то, как мы думаем, что грудное вскармливание развивалось именно так, это расстояние от лица матери до младенца – идеальное фокусное расстояние. Голос очень привлекательный.

Ну, если задуматься, чем наполнено телевидение? Лица и голоса. Что любят младенцы? Лица и голоса. Итак, сейчас, когда мы верим, что дети учатся интенсивной концентрации, их увлекают. Затем, когда они взрослеют, когда им исполняется 3 или 4 года, мы начинаем чувствовать себя виноватыми из-за того, что ставим детей перед телевизором в качестве няни. Итак, что же нам делать? Мы не выключали телевизор. Мы начали дарить им игрушки, книги и т. Д., Пока они смотрят телевизор. Так что мы им говорим? Мы говорим им: «Не обращайте внимания; делать много вещей одновременно». Что ж, тогда неудивительно, что годы спустя они так смотрят на мир СМИ.

Многозадачность приводит к множественным сбоям

Многозадачность фактически тренирует вас быть менее внимательными, а это означает, что вы будете менее умны. У каждого вашего решения будет все меньше и меньше умственных способностей для его информирования.

С другой стороны, уменьшая количество отвлекающих факторов в вашем окружении, вы постепенно научитесь концентрировать свое внимание – глубоко и полностью – на одной вещи за раз. Сосредоточенное внимание – это навык, которому можно научиться, и он может стать намного сильнее, чем думает большинство людей. Благодаря сильной силе концентрации эффективный интеллект растет, потому что количество нейронов, которые вы можете использовать в проекте, больше. И нет лучшего способа развить концентрацию, чем практика медитации.

Поэтому в повседневной жизни старайтесь как можно меньше отвлекаться. Отключите каждый вход, который вы можете отключить. Позвольте вашему вниманию сосредоточиться на одной задаче за раз. Вы не только станете намного лучше выполнять свою работу, но и будете меньше беспокоиться.

Помните: многозадачность приводит к множественным сбоям.

Источники

  1. Ophir E., Nass C., Wagner A. D. Cognitive control in media multitaskers //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2009. – Т. 106. – №. 37. – С. 15583-15587.
0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Буду рад вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap