Сосредоточение внимания может принести пользу не только взрослым, исследования показывают, что осознанность и медитация также являются полезными инструментами для молодежи.
Чувство меньшего стресса, лучшая концентрация и большая устойчивость к жизненным трудностям – вот некоторые из часто упоминаемых причин, по которым стоит попробовать медитацию.
Но это стремление к внутреннему спокойствию не ограничивается взрослыми, сидящими в позе лотоса; в классах вы обнаружите, что дети и молодые люди также спокойно сосредотачивают свои мысли внутри себя.
Одной из техник, популярных во многих школах и университетах, является медитация осознанности, которая включает в себя сосредоточение вашего внимания на настоящем моменте и принятие вещей такими, какие они есть (без осуждения или реакции на то, что вы чувствуете). Обычно это делается с помощью упражнений, в которых вы мысленно сосредотачиваетесь на своем дыхании или ощущениях в разных частях тела.
Но вы также можете выполнять менее формальные упражнения на осознанность, которые включают сосредоточение на ощущениях, которые вы испытываете во время повседневной деятельности, например, при принятии душа или мытье посуды.
Доктор Ричард Чемберс – клинический психолог, который использует методы осознанности в своей работе с молодыми людьми, в том числе студентами университетов. По его словам, исследования показывают, что эти методы действительно могут принести пользу студентам и молодежи.
«В настоящее время проводится множество исследований в области осознанности и работоспособности, осознанности и лидерства, осознанности и когнитивной деятельности, а также осознанности и академической успеваемости».
В своем исследовании в Университете Монаша, которое еще не опубликовано, он научил молодых людей медитировать, а затем показал им, как использовать эти навыки, чтобы улучшить свои навыки обучения и учебы.
«Наши результаты показывают, что они не только становятся более внимательными и менее подверженными стрессу, но и лучше способны концентрироваться, улучшается их память, а также улучшается их академическая успеваемость».
Заявления Чемберса подтверждаются недавним исследованием в США, которое обнаружило связь между тренировкой внимательности и улучшением рабочей памяти, а также улучшением результатов тестов у студентов бакалавриата.
Осознанность и психическое здоровье
Чемберс говорит, что регулярная медитация или практика осознанности – в любом возрасте – может помочь нам переобучить наш мозг, что приводит к изменениям, которые сохраняются еще долго после того, как мы выполняем упражнения.
По его словам, со временем она помогает нам лучше предотвращать соскальзывание наших мыслей в «стандартный режим» воспроизведения прошлого, беспокойства о будущем и других негативных мыслей. И исследования показали, что он делает это, вызывая изменения в структуре и функциях мозга.
“Она [медитация] заставляет мозг обращать внимание … Уделять внимание тому, чтобы быть в настоящем моменте и проживать через прямой опыт … она встраивается в нас. Со временем становится намного легче жить так, и она защищает от стресса, беспокойства и депрессии”.
Учитывая, что большинство психических заболеваний возникает у людей в возрасте от 15 до 24 лет, растет интерес к обучению этим профилактическим навыкам в раннем возрасте.
«Все чаще психические заболевания рассматриваются как трудности с регулированием эмоций. Медитация, которая помогает людям присутствовать, а не увлекаться историями о прошлом или будущем или беспокоиться … помогает людям лучше регулируют свои эмоции, и может быть полезна людям с психическими заболеваниями, такими как тревога и депрессия», – говорит он.
“Отучиться” обращать внимание
Заставить подростков и молодых людей сидеть тихо и сосредоточиться на своем дыхании или других физических ощущениях может показаться таким же простым, как пасти кошек, но Чемберс говорит, что это способность, которую большинство из нас естественно имеет в раннем возрасте.
«Дети от природы имеют склонность, особенно в молодом возрасте, взаимодействовать с миром. Это может быть то, что они собирают лист и просто действительно интересуются замысловатыми узорами или прожилками на листе и действительно обращают внимание на вещи», – сказал он. говорит.
По его мнению, мы фактически «разучиваемся» этой способности обращать внимание и сосредотачиваться на настоящем моменте, когда становимся старше.
«Мы ходим в школу. Мы начинаем много смотреть телевизор, и мы зацикливаемся на навешивании ярлыков и суждениях, мы зацикливаемся на своих мыслях и мозге».
Возвращение осознанности
Но для того, чтобы заставить вашего ребенка или подростка медитировать, нужно не просто приказать им сесть на пол, скрестив ноги. Чемберс считает, что лучше всего, если родители начнут делать медитацию частью своей жизни, а затем попытаются побудить своих детей присоединиться к ним.
Он признает, что медитация в спокойном сидячем положении не подойдет всем детям, особенно активным.
“Хотя сама медитация очень важна, если родитель не может заставить своего ребенка сидеть в течение пяти минут или даже одной минуты, то выйдите на прогулку, дайте ему камень и попросите его прочувствовать и описать вам камень”.
Некоторые другие возможные действия включают:
- Изучение прикосновения – вы можете попробовать почувствовать пальцами сосновую шишку, гладкий камень или песок.
- Изучение запахов – вы можете попробовать это с едой или цветком
- Изучение звука – слушая музыку, дождь на крыше или океан
- Изучение вкуса – вы можете сделать это с кусочком фрукта или шоколада или с первым глотком еды.
- Изучение зрелища – попробуйте взглянуть на искусство, полюбоваться закатом или рассмотреть детали чего-то очень маленького и замысловатого, например, листа, травинки или цветка.
«Каждый раз, когда вы напрямую взаимодействуете с любым из пяти чувств … вы практикуете осознанность и присутствие».