Новое исследование показало, что участие в 8-недельной программе обучения медитации может оказать ощутимое влияние на работу мозга, даже когда кто-то не занимается медитацией. В своем отчете в ноябрьском выпуске журнала Frontiers in Human Neuroscience исследователи из Массачусетской больницы общего профиля (MGH), Бостонского университета (BU) и нескольких других исследовательских центров также обнаружили различия в этих эффектах, основанные на конкретном типе практикующей медитации.
«Два разных типа обучения медитации, которые прошли наши участники исследования, выявили некоторые различия в реакции миндалевидного тела – части мозга, которая на протяжении десятилетий известна своей важной для эмоций, – на изображениях с эмоциональным содержанием», – говорит Гаэль Десборд, доктор философии, научный сотрудник Центра биомедицинской визуализации Атинула А. Мартиноса при MGH и Центра вычислительной нейробиологии и нейронных технологий BU, автор-корреспондент отчета. «Впервые было показано, что тренировки по медитации влияют на обработку эмоций в мозгу вне медитативного состояния».
Несколько предыдущих исследований подтвердили гипотезу о том, что обучение медитации улучшает эмоциональную регуляцию практикующих. Хотя нейровизуализационные исследования показали, что тренировки по медитации, по-видимому, уменьшают активацию миндалины – структуры в основании мозга, которая, как известно, играет роль в обработке памяти и эмоций, – эти изменения наблюдались только во время медитации участников исследования. Настоящее исследование было разработано для проверки гипотезы о том, что тренировка медитации может также привести к общему снижению реакции миндалины на эмоциональные стимулы, что можно измерить с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
Участники приняли участие в более крупном исследовании эффектов двух форм медитации, проводившемся в Университете Эмори в Атланте. Здоровые взрослые, не имеющие опыта медитации, участвовали в 8-недельных курсах медитации осознанного внимания – наиболее часто изучаемой формы, направленной на развитие внимания и осознания дыхания, мыслей и эмоций, – и медитации сострадания, менее изученной формы, включающей разработанные методы. развивать любящую доброту и сострадание к себе и другим. Контрольная группа прошла 8-недельный курс санитарного просвещения.
В течение трех недель до начала и трех недель после завершения обучения 12 участников из каждой группы отправились в Бостон для получения изображений мозга с помощью фМРТ в ультрасовременном оборудовании центра Мартинос. Сканирование мозга проводилось, когда добровольцы просматривали серию из 216 различных изображений – 108 за сеанс – людей в ситуациях с положительным, отрицательным или нейтральным эмоциональным содержанием. Медитация не упоминалась в инструкциях для участников перед визуализацией, и впоследствии исследователи подтвердили, что добровольцы не медитировали, находясь в сканере. Участники также завершили оценку симптомов депрессии и тревоги до и после тренировочных программ.
В группе осознанности сканирование мозга после тренировки показало снижение активации правой миндалины в ответ на все изображения, подтверждая гипотезу о том, что медитация может улучшить эмоциональную стабильность и реакцию на стресс. В группе медитации сострадания активность правой миндалины также снижалась в ответ на положительные или нейтральные образы. Но среди тех, кто чаще всего практиковал медитацию сострадания вне тренировок, активность правой миндалины имела тенденцию увеличиваться в ответ на негативные образы – все они изображали ту или иную форму человеческих страданий. Никаких значительных изменений не наблюдалось ни в контрольной группе, ни в левой миндалине у всех участников исследования.
«Мы думаем, что эти две формы медитации развивают разные аспекты ума», – объясняет Десборд. «Поскольку медитация сострадания предназначена для усиления чувства сострадания, логично, что она может усилить реакцию миндалины на то, как люди страдают. Повышенная активация миндалевидного тела также коррелировала со снижением показателей депрессии в группе медитации сострадания, что предполагает, что большее сострадание по отношению к другим может быть полезно и для самого себя. В целом, эти результаты согласуются с всеобъемлющей гипотезой о том, что медитация может привести к стойким и полезным изменениям в работе мозга, особенно в области обработки эмоций».
Эрик Шварц, доктор философии, кафедра электротехники и вычислительной техники и Центр вычислительной нейробиологии и нейронных технологий, является старшим автором отчета «Границы в области нейробиологии человека». Дополнительными соавторами являются Лобсанг Т. Неги, доктор философии, и Таддеус Пейс, доктор философии, Университет Эмори; Алан Уоллес, доктор философии, Институт исследований сознания Санта-Барбары; и Чарльз Рейсон, доктор медицины, Медицинский колледж Университета Аризоны. Исследование было поддержано грантами Национального центра дополнительной и альтернативной медицины, включая грант Закона о восстановлении и реинвестировании Америки Бостонскому университету.
Источники
- Desbordes G. et al. Effects of mindful-attention and compassion meditation training on amygdala response to emotional stimuli in an ordinary, non-meditative state //Frontiers in human neuroscience. – 2012. – Т. 6. – С. 292.
- Jakab A. et al. Fetal functional imaging portrays heterogeneous development of emerging human brain networks //Frontiers in human neuroscience. – 2014. – Т. 8. – С. 852.
- Chatel-Goldman J. et al. Non-local mind from the perspective of social cognition //Frontiers in human neuroscience. – 2013. – Т. 7. – С. 107.