В современном мире групповые ретриты с проживанием являются наиболее распространенной формой медитационного ретрита. В них община играет важную роль в общей практике ретрита, особенно потому, что большая часть дня проводится вместе с другими людьми. Медитация, прослушивание бесед о Дхарме, прием пищи и некоторые рабочие задания выполняются в сообществе. В ретритных центрах, где нет отдельных комнат, даже спать приходится в одной комнате с другими.
Практикуя в сообществе, мы получаем пользу от вдохновения, которое могут дать другие. Наблюдение за опытными практикующими может научить новичков тому, как искренне участвовать в жизни ритрита. Наблюдение за стойкостью, добротой, спокойствием и внимательностью других может вдохновить нас на то, чтобы призвать эти качества в себе.
Медитация с другими людьми может воодушевить. В одиночку у многих людей не хватит личной дисциплины или вдохновения, чтобы поддерживать график медитации в течение дня. Наличие других людей, с которыми можно медитировать, облегчает процесс. Это особенно актуально, когда возникают сомнения, инертность и другие проблемы с медитацией. Молчаливая поддержка товарищей по медитации может дать толчок для преодоления трудностей.
Практика с другими людьми показывает нам, что мы не одиноки в этой практике. Поскольку медитация, особенно на ретритах, является необычным занятием, знание того, что другие занимаются ею, может уменьшить опасения, что мы делаем что-то ненормальное. И когда медитация идет хорошо, и когда она трудна, практика с другими может защитить нас от мысли, что мы особенные или уникальные: другие могут испытывать то же самое. Знание этого помогает нам понять, что наши переживания – это нормальная часть духовного пути, которую следует встречать с внимательностью, мудрым смирением и состраданием.
Практиковать в сообществе – значит практиковать с позиции, что мы все вместе участвуем в ритрите. Мы участвуем в ретрите как для своего блага, так и для блага других. Мы заботимся о себе, когда заботимся о других, и мы заботимся о других как о способе позаботиться о себе. То, насколько сильно мы акцентируем внимание на одной из сторон этого динамичного процесса, варьируется от ретрита к ретриту. Иногда практика направлена больше на себя, иногда – на активное служение другим участникам ретрита. Например, человек может захотеть стать организатором ретрита или поваром на ретрите – оба способа практики на ретрите очень важны.
Практика в сообществе дает прямые знания о том, как мы живем во взаимной поддержке с другими. Когда все помогают по хозяйству на ретрите, мы одновременно поддерживаем других и получаем поддержку от них. Переживание этих областей взаимной поддержки может помочь нам расслабиться, поскольку мы узнаем, что не одиноки на пути к свободе от социальных привязанностей. Это указывает на нашу глубокую взаимосвязь и в то же время позволяет обрести свободу от эмоциональной взаимозависимости.
Жизнь и практика в тишине вместе с другими во время ретрита позволяет установить уникальные и удивительные связи с другими людьми. Из-за отсутствия социальных разговоров люди на ретрите, как правило, узнают друг друга по-новому. Многочисленные обстоятельства, когда мы находимся с другими в тишине, – это время, когда близость, знакомство и признательность растут без необходимости говорить. Небольшие взаимодействия, такие как открывание друг другу двери, совместная трапеза, совместное мытье посуды, часы медитации рядом друг с другом в зале для медитации, рождают взаимную признательность.
Люди, привыкшие к одиночеству или воспитанные в духе индивидуализма, могут не оценить, насколько общинная жизнь важна для практики ритрита. Для некоторых этапов буддийской практики общинные аспекты практики могут даже стать самыми важными. Практика в общине – это противоядие от гипер-индивидуализма, который слишком распространен. Слишком большая сосредоточенность на собственной практике и счастье, как это ни парадоксально, ограничивает рост собственной практики и счастья. Быть внимательным и заботливым к другим – это способ смягчить жесткие границы между собой и другими. Обретение гармонии в жизни с другими может преподать ценные уроки не привязанности.
Конечно, жизнь в непосредственной близости от других людей может быть сопряжена с определенными трудностями. Соотечественники могут отвлекать. Они могут быть шумными или невнимательными. Могут возникать романтические влечения и враждебные чувства. Беспокойство о том, что другие думают о нас, может быть очень тревожным. Но вместо того, чтобы воспринимать эти проблемы как нежелательные, их лучше рассматривать как материал для практики, как возможность обрести внутренний покой независимо от того, что происходит вокруг нас. Простота, спокойствие и повышенная внимательность жизни в ретрите облегчают проработку некоторых общих межличностных проблем, которые могут постоянно присутствовать в повседневной жизни. Это может привести к свободе, когда наше благополучие не зависит от того, как ведут себя другие.
Осознание роли сообщества в групповых ретритах расширяет ценность медитационных ретритов. Это способствует росту внутренней свободы, которая идет рука об руку с ростом межличностного тепла и сострадания.